В ответ на обвинения в ограничении деятельности иностранных компаний на внутреннем рынке власти Китая в новой торговой стратегии пообещали не останавливаться на снижении тарифов, согласованном при вступлении в ВТО, и дополнительно сократить с 1 июля пошлины на 1,4 тыс. товарных позиций. Помимо этого, в Пекине подтвердили планы дополнительно открыть финансовый сектор, а также снять ограничения по доле иностранных инвесторов в отдельных отраслях, включая автопром.
Госсовет Китая в четверг представил план либерализации торгового режима страны, описанный в «Белой книге» «Китай и ВТО». Авторы документа указывают, что снижение тарифов до уровня, согласованного при вступлении в ВТО, никогда не являлось конечной целью и страна продолжит открывать внутренний рынок. Среди целей торговой стратегии — повышение качества и добавленной стоимости экспорта, «проактивное» повышение импорта (преимущественно потребительских товаров) и наращивание участия в мировых цепочках поставок. «Китай никогда целенаправленно не стремился к торговому профициту, однако власти страны объективно оценивают дефицит в торговле услугами»,— сказано в документе.
Напомним, обвинения КНР в нелегитимных торговых практиках стали основанием для введения защитных пошлин на поставки в объеме $50 млрд, анонсированных США. Тарифы на поставки на $34 млрд будут повышены уже с 6 июля. Помимо этого, США рассматривают возможность ограничить экспорт технологий в страну и усилить контроль за сделками с иностранными инвесторами в технологичных отраслях (прямо это не направлено против КНР, но расследование о кражах интеллектуальной собственности проводилось только в отношении Китая). В Брюсселе, совместно с Пекином критикующем защитные пошлины США, тем не менее недовольны и ограничениями на внутреннем рынке КНР.
В Госсовете указывают, что средний импортный тариф Китая составляет 4,4% (на 1,5–2% выше, чем в развитых странах), при этом уже были обнулены пошлины на импорт лекарств (в том числе для лечения рака), а с 1 июля будут обновлены тарифы для 1449 товарных позиций (потребительские товары). Средняя ставка по ним сократится с 15,7% до 6,9%. Пересмотр, в частности, затронет импорт автомобилей, ранее облагавшийся пошлиной в 25% (именно этот тариф вызвал крайнее недовольство в США, где действует ставка 2,5%). Пошлины на машины будут снижены до 15%, на автозапчасти — с 25% до 6%.
Власти Китая обещают существенно расширить и доступ иностранных инвесторов. В 2016 году Пекин уже утвердил реформу, заменившую утверждение сделок с иностранным участием уведомительным порядком,— но такой режим касается только секторов, не попавших в «отрицательный список» (отраслей, где доступ инвесторов частично или полностью ограничен). В «Белой книге» власти КНР обещают либерализовать доступ в финансовый сектор (в отдельных нишах инвесторы смогут владеть долей в 51%) и сферу услуг, а также упростить доступ инвесторов в агросектор, судостроение, авиастроение, автопром (предполагается, что облегчение режима коснется автомобилей на чистой энергии, в течение нескольких лет могут быть отменены ограничения по доле иностранного капитала во всех совместных предприятиях). «Отрицательный список», однако, остается широким и включает добывающие отрасли, энергетику, инфраструктуру, транспорт и профессиональные услуги.