В проекте терминала «Лавна» в Кольском заливе на 18 млн тонн угля в год, который перешел ГТЛК от разочаровавшегося в нем «Кузбассразрезугля», может появиться новый участник. Долгосрочный контракт на перевалку в «Лавне» до 12 млн тонн угля в год обсуждает с ГТЛК крупный трейдер Mercuria, уже закупающий уголь в РФ. Но твердых соглашений с угольщиками нет. И хотя подорожавший уголь делает рентабельными поставки даже из Кузбасса, глобальная конкуренция на рынке растет на фоне роста добычи в США и стагнации спроса в Европе.
Швейцарский трейдер Mercuria может подписать с ГТЛК соглашение take-or-pay по закупкам угля через терминал в Кольском заливе, заявил министр транспорта Максим Соколов на совещании с премьером Дмитрием Медведевым. По словам министра, стороны могут подписать документ в июне «в рамках Петербургского международного экономического форума» (ПМЭФ). В ГТЛК уточнили, что речь идет о терминале «Лавна», долгосрочный контракт на вывоз 6–12 млн тонн угля в год действительно может быть заключен на ПМЭФ.
Оборот Mercuria в 2016 году — $91 млрд, продажи — 322 млн тонн нефтяного эквивалента, у компании есть свои угольные активы в Индонезии, США и ЮАР, также она торгует углем из России, Австралии и Колумбии, говорится на сайте трейдера.
Исходно «Лавну» собирался строить входящий в УГМК «Кузбассразрезуголь» (КРУ), но уже в 2015 году передумал, мотивировав это удорожанием проекта и отсутствием грузовой базы. В октябре 2016 года выкуп проекта по директиве Минтранса одобрил совет директоров ГТЛК (сейчас владеет минимум 95% «Лавны» через ООО «Розана»). В ГТЛК осенью говорили “Ъ”, что грузовая база для «Лавны» учитывает увеличение объемов экспорта энергоугля, перевод грузопотоков из портов Прибалтики на российские и освоение новых рынков сбыта. В марте власти Мурманской области сообщали, что ГТЛК подписала соглашение о сотрудничестве с китайской Poly International. Она может инвестировать в строительство угольного терминала.
Вложения в портовую инфраструктуру «Лавны» оцениваются в 24–25 млрд руб., чуть меньше нужно для строительства железнодорожных подходов, уточнил Максим Соколов. Минтранс предлагает использовать механизм ГЧП, «чтобы скоординировать по времени строительства и запуска эти два объекта» (плановый срок — 2020 год). Частный инвестор, по словам главы Минтранса, впоследствии получит возмещение затрат. Дмитрий Медведев отнесся к идее положительно.
Однако даже с учетом возможного сотрудничества с Poly и Mercuria вопрос по грузовой базе для «Лавны» остается открытым. В ГТЛК отмечают, что этим в числе прочего и займется трейдер. «Насколько мне известно, все реальные грузоотправители отказались экспортировать уголь через “Лавну”»,— говорит источник “Ъ” в одной из крупных компаний. Уголь в направлении мурманских портов возит СУЭК, в небольших объемах — КРУ и ряд других компаний, уточнил директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. В последние годы активно наращивает добычу и экспорт кемеровский холдинг «СДС-Уголь», а с учетом высоких цен на уголь ($80/тонна на энергоуголь и $150/тонна на коксующийся) даже транспортировка из Кузбасса в «Лавну» может быть рентабельной. Но высокие цены привели и к восстановлению добычи в США, что серьезно повышает конкуренцию на мировом рынке, при этом в Европе ожидается снижение потребления угля, а для экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона «Лавна» все же расположена неудачно.