Анатолий Темкин
Ведомости — Санкт-Петербург 13.10.2009, 193 (2463)
Если за первое полугодие он снизился на 23% к тому же периоду прошлого года, то за девять месяцев — уже на 20%
Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург за девять месяцев
Самым радикальным стало падение лесных грузов, объем их перевалки в петербургском порту, по данным портовой администрации, снизился за январь — сентябрь на 90%. Это связано с отказом от экспорта сырья из России со стороны скандинавских лесопромышленных компаний, говорит сотрудник российского представительства одной из них. Спрос на бумагу и картон в Европе снизился, поэтому надобность в лесе отпала, объясняет он. По данным Lesprom Network, за первые четыре месяца этого года экспорт леса из России снизился на 55%, один из крупнейших импортеров — Финляндия вывезла из страны на 75% меньше леса, чем за тот же период прошлого года.
Обработка контейнеров на причалах порта снизилась на 28%, в общем грузообороте порта этот вид грузов занимает около 25%. В контейнерах в основном поступают импортные товары народного потребления — бытовая техника, одежда, обувь, а также сложное промышленное оборудование, рассказывает сотрудник одного из терминалов, с сокращением платежеспособности населения падает и оборот контейнеров в порту. Но в последнее время стал подрастать объем и экспортных грузов в контейнерах, отмечает представитель Национальной контейнерной компании (НКК, владеет Первым контейнерным терминалом, ПКТ). Так, на ПКТ экспорт вырос примерно на 7,5% по сравнению с прошлым годом — за границу в контейнерах идет нефтехимическая продукция и небольшие партии черных металлов.
Объем рефрижераторных грузов снизился более чем на треть. С начала года примерно на 30% сократился импорт куриного мяса и рыбы, говорит гендиректор компании «Оператор рефрижераторного терминала» (входит в группу «Морской порт Санкт-Петербург») Владимир Авигдор. В последнее время наметился небольшой рост перевалки замороженных пищевых продуктов в Петербурге за счет рыбы из северных регионов России, отмечает он.
Цветные металлы и уголь стали лидерами роста — объемы их перевалки увеличились за девять месяцев на 26% и 28%. Это, пожалуй, единственная категория грузов, за счет которой держится грузооборот стивидорных компаний, говорит сотрудник «Управления транспортными активами» (управляет компаниями группы «Морской порт Санкт-Петербург»). За девять месяцев грузооборот трех стивидоров Морпорта СПб не снизился, говорит представитель компании. Кроме цветных металлов и угля Морпорт СПб на 70% увеличил также перевалку чугуна и на 36% — стали.
По итогам года снижение грузооборота порта по сравнению с прошлым годом составит примерно 15%, прогнозирует гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.