Группа «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) осваивает метод привлечения покупателей, уже отработанный автодилерами и продавцами бытовой техники. С будущего года целевые кредиты для покупки оборудования ОМЗ можно будет получить в российских «дочках» западных банков. А ОМЗ обязуется компенсировать клиентам часть процентных ставок.
Подробности новой кредитной программы под названием UHM Finance (сокращение от англоязычного названия ОМЗ — United Heavy Machinery) будут обнародованы 2 декабря. А вчера советник по международным отношениям ОМЗ Станислав Вартанян заявил, что до конца года его компания подпишет соглашения с дочерними структурами западных банков, которые и будут кредитовать покупателей ОМЗ.
«Это новая для российского рынка кредитная схема. Идеологически она похожа на схему кредитования при покупке автомобиля, — утверждает директор ОМЗ по связям с общественностью Андрей Онуфриев. — Западные банки хотели бы обслуживать тех клиентов, с которыми мы работаем, — металлургов и нефтяников. Они будут выделять кредиты под приобретение нашего оборудования, а мы обязуемся погашать [покупателю] часть процентной ставки по кредиту». По словам Онуфриева, ОМЗ готова компенсировать около 2 процентных пунктов. Таким образом, обслуживание кредита, взятого в западном банке под 9 — 10% годовых в валюте, в конечном счете обойдется заемщику в 7 — 8%. А залогом по кредиту будет служить само закупаемое оборудование.
Представители ОМЗ не раскрывают, с какими именно банками ведутся переговоры. Однако источник, близкий к этим переговорам, утверждает, что среди них «Райффайзенбанк Австрия», Ситибанк, Международный московский банк (ММБ) и «дочка» французского банка «Натексис Банк попюлэр». «Мы действительно получили предложение [от ОМЗ] поучаствовать в этом проекте и сейчас с интересом его рассматриваем», — заявил «Ведомостям» представитель ММБ Сергей Левской. В других банках получить комментарий на этот счет вчера не удалось.
По словам Онуфриева, лимит кредитования по каждой из подобных сделок в 2003 г. составит не менее $2 млн и не более $25 млн. «На практике мы рассчитываем заключить в 2003 г. пять-шесть таких кредитных договоров на сумму $4 — 6 млн по каждой из сделок», — говорит Онуфриев. Аналитик «НИКойла» Вячеслав Смольянинов прогнозирует, что выручка ОМЗ в 2003 г. составит около $475 млн. Таким образом, резюмирует он, около 7% выручки ОМЗ может формироваться за счет новой кредитной схемы.
По словам сотрудника ОМЗ, с кредитной схемой компания начинает знакомить и своих покупателей. «Мы уже предложили кредитоваться по этой программе одному крупному металлургическому комбинату», — заявил он, отказавшись уточнить, о ком идет речь. Представитель «Северстали» считает, что это предложение заинтересует компании, испытывающие трудности со свободными средствами. «Мы к таким компаниям не относимся и предложений от ОМЗ [поучаствовать в кредитной схеме] пока не получали», — уточнил он.
Кредитная схема, предлагаемая ОМЗ, в российском машиностроении применяется впервые. Впрочем, как отмечает представитель «Северстали», для западных компаний — производителей оборудования это привычный механизм. Смольянинов из «НИКойла» также говорит, что на Западе машиностроители активно используют лизинговые схемы и участвуют в финансировании своего сбыта. «Чтобы наращивать объемы продаж, как планирует ОМЗ, им необходима еще более мощная клиентская база. И эта кредитная схема — один из логичных маркетинговых ходов», — говорит аналитик. По его словам, до сих пор клиенты ОМЗ в основном обеспечивали компании предоплату за поставки оборудования. За счет предоплаты от нефтяников группа кредитовала другие направления своего бизнеса, но когда-то ажиотажный спрос на нефтяное оборудование теперь идет на убыль.