Дело в том, что компания «Северсталь-Авто», основной акционер УАЗа, задумала провести допэмиссию акций автозавода, в результате которой ее уставный капитал возрастет в 2,5 раза. Правда, чиновники надеются, что «Северсталь-Авто» не станет размывать госдолю, а от эмиссии пострадают лишь портфельные инвесторы.
По данным «Северсталь-Авто», 28 февраля собрание акционеров УАЗа одобрило передачу полномочий единоличного исполнительного органа завода управляющей компании «Северсталь-Авто», а также увеличение уставного капитала путем размещения дополнительных 2,5 млрд обыкновенных акций (сейчас уставный капитал УАЗа состоит из 1,25 млрд обыкновенных и 416,8 млн привилегированных акций). Акции предполагается размещать по 1 руб. за штуку. То есть от размещения новых ценных бумаг планируется привлечь около $80 млн.
«Северсталь-Авто» принадлежит около 54% акций, около 25% обращается на свободном рынке, а 11% находится в собственности государства. Директор по экономике и финансам УАЗа Николай Соболев рассказал «Ведомостям», что, по предварительной информации, в голосовании приняло участие около 70% от общего числа акционеров и почти все они проголосовали по всем вопросам повестки дня «за». Он не стал уточнять, принимал ли участие в голосовании госпакет, сославшись на то, что собрание проходило в заочной форме, а потому результаты подсчета голосов будут обнародованы позже.
Зампред РФФИ Кирилл Томащук заявил «Ведомостям», что РФФИ не принимало участие в голосовании, так как к моменту проведения собрания уже не владело акциями УАЗа. По словам Томащука, акции УАЗа не попали в программу приватизации на 2003 г., а потому их передали в Минимущество. А высокопоставленный сотрудник Минимущества заявил «Ведомостям», что это ведомство также не принимало участия в голосовании, так как на момент созыва собрания еще не являлось владельцем акций завода. Получается, что от государства никто участия в голосовании не принял.
Другой чиновник, знакомый с ситуацией вокруг УАЗа, надеется, что государство все же сохранит свою долю в УАЗе. «Насколько мне известно, накануне проведения собрания представители государства консультировались с «Северсталь-Авто» и пришли к соглашению о том, что государство не будет мешать проведению эмиссии, но его доля в уставном капитале будет восстановлена», — сказал собеседник «Ведомостей». Он не уточнил, каким будет механизм возврата акций, но напомнил об аналогичных случаях: например, в 2001 г. «Евразхолдинг» провел эмиссию акций Западно-Сибирского меткомбината, а потом восстановил долю государства — до регистрации отчета о размещении акций «Евразхолдинг» и РФФИ подписали соглашение о дарении в пользу государства пакета акций новой эмиссии. Чиновник подчеркнул, что в результате эмиссии акций УАЗа пострадает не столько государство, сколько миноритарные акционеры завода, которые не захотят принять участия в эмиссии.
Николай Соболев отказался комментировать наличие договоренностей между «Северсталь-Авто» и госчиновниками. Он также отрицает тот факт, что эмиссия проводится с целью размыть доли миноритариев и таким образом увеличить пакет, принадлежащий «Северсталь-Авто». «Северсталь-Авто» намерена воспользоваться правом преимущественного выкупа, — сказал Соболев. — А цель эмиссии — привлечь инвестиции в обновление модельного ряда УАЗа и модернизацию производства».
Аналитик ОФГ Елена Сахнова говорит, что «Северсталь» сама «провела» решение о проведении эмиссии. «Если в собрании приняло участие около 70% всех акционеров завода, получается, что необходимые три четверти голосов для одобрения вопроса об эмиссии обеспечил пакет, принадлежащий «Северсталь-Авто», — говорит аналитик. — Я сомневаюсь, что миноритарные акционеры будут участвовать в выкупе акций, поэтому предполагаю, что практически всю эмиссию выкупит «Северсталь-Авто» и тогда принадлежащий ей пакет акций УАЗа превысит 80% «. Сахнова не исключает, что эту эмиссию «Северсталь-Авто» проводит в преддверии консолидации активов, принадлежащих компании. «Когда «Северсталь-Авто» решит перевести принадлежащие ей заводы на единую акцию, она должна будет предложить миноритарным акционерам заводов коэффициенты обмена, — говорит Сахнова. — И если коэффициенты будут плохими и миноритарии будут выражать недовольство, «Северсталь-Авто» желательно иметь более 75% акций каждого из заводов для того, чтобы решение о переходе на единую акцию все же было принято».