/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ Повышение цен на металлолом в середине августа оказалось непродолжительным. Спрос и цены на этот материал быстро пошли вниз под влиянием спада на мировом рынке длинномерного проката. Ни в Восточной Азии, ни на Ближнем Востоке поставщики так пока и не дождались роста закупок. Большинство потребителей вопреки ожиданиям в первой декаде сентября держались вне рынка, а при заключении немногочисленных сделок котировки постоянно шли вниз.
В наибольшей степени понизились цены на металлолом в Восточной Азии. Региональный рынок длинномерного проката просто обвалился в конце августа из-за агрессивной политики китайских экспортеров, буквально заваливших его своей продукцией по демпинговым ценам. В результате корейским, японским, тайванским компаниям пришлось сократить выпуск арматуры и катанки либо отказаться от его увеличения в сентябре.
Объем предложения металлолома в Азии превысил спрос. Китай из-за крайне низких цен на лом внутри страны (менее $400 за т с доставкой включая 17%-ный НДС) практически прекратил импорт сырья. Корейские компании окончательно переориентировались на более дешевый японский материал, оставив не у дел поставщиков из США и России. В самой Японии компания Tokyo Steel Manufacturing, крупнейший покупатель металлолома в стране, с середины августа пять раз понижала закупочные цены, опустив их в конце концов на июньский уровень. По словам наблюдателей, если котировки уменьшатся еще хотя бы на 1000 иен за т (около $13) они окажутся на самой низкой отметке с 2009 года.
В сентябре экспортные котировки на японский металлолом Н2 для Кореи сократились до $335-340 за т FOB, хотя на пике августовского подъема они превышали $370 за т FOB. Еще сильнее подешевел американский материал HMS № 1&2 (80:20), поставляемый в контейнерах. Если в августе поставщики поднимали цены до более $400 за т CFR, то в сентябре его стоимость сократилась до $340-360 за т CFR, а тайванские металлурги настаивают на понижении до $330 за т CFR и менее.
Немногим лучше развивается ситуация в Турции. Местные компании активно приобретали металлолом в первой половине августа, благодаря чему американский HMS № 1&2 (80:20) подорожал до более $415 за т CFR. Однако уже в конце прошлого месяца закупки приостановились. Турецким металлургам не удалось поднять цены на свою готовую продукцию. Более того, из-за неблагоприятной обстановки в строительной отрасли самой Турции и многих стран ближневосточного региона, а также вследствие конкуренции со стороны низкоценового китайского материала котировки на арматуру пошли вниз. В условиях слабеющего рынка металлургические компании не решаются создавать запасы сырья.
В сентябре турецкие компании успешно играли на понижение, приобретая металлолом, в основном, в балканских странах и в Западной Европе, где спрос на сырье остается относительно низким. При этом, стоимость румынского и болгарского материала 3А в итоге опустилась до $375-380 за т CFR, а некоторые европейские компании продавали лом HMS № 1&2 (80:20) по $380 за т CFR, а 70:30 ‒ по $370 за т CFR. Вне рынка оказались американские и российские поставщики, которые предлагают свой материал соответственно по $390-400 и $380-385 за т CFR.
В начале сентября внутренние цены на металлолом в США и Западной Европе оставались стабильными, но теперь им грозит понижение. Тем не менее, многие аналитики по-прежнему настроены достаточно оптимистично. По их словам, запасы лома у азиатских и турецких металлургов очень невелики, поэтому во второй половине сентября можно рассчитывать на расширение спроса. Кроме того, очень важную роль может сыграть прекращение падения цен на железную руду. Ранее постоянно дешевеющее сырье позволяло китайским компаниям все ниже опускать свои экспортные котировки, но сейчас этот процесс, наконец, может пойти вспять. Что касается Европы, продолжающей оставаться слабым звеном на мировом рынке металлолома, то здесь воспрепятствовать понижению цен может, прежде всего, относительно высокий курс евро по отношению к доллару. Некоторые европейские трейдеры уже заявляют, что нынешние котировки на металлолом в Турции для них слишком низки, так как не покрывают затраты на сбор и перевозку.
Цены на металлолом HMS № 1&2 (80:20) на мировом рынке, $/т CFR