Skip to content

Гонка за лидером

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ В декабре на ближневосточном рынке сложилась ситуация, благоприятная для подъема цен по всей производственной цепочке в сфере выпуска длинномерного проката ‒ от металлолома до готовой стальной продукции. В начале этого месяца практически у всех участников этой цепочки, начиная от мини-заводов и завершая строительными компаниями, возникла необходимость в пополнении истощившихся к концу года запасов. Рост покупательской активности, в свою очередь, позволил поставщикам сырья, полуфабрикатов и готовой продукции поднять котировки. В частности, подорожание арматуры в регионе составило порядка $40-50 за т по сравнению с концом ноября.


Во второй половине декабря турецкие компании предлагали арматуру, в среднем, по $670-680 за т FOB. При этом, по словам трейдеров, цены находились в весьма широком интервале. Так, некоторые сделки на поставку данной продукции в США или Саудовскую Аравию заключались из расчета $665 за т FOB, а отдельные компании готовы были взвинтить цены и до $690 за т FOB. На внутреннем рынке Турции стоимость арматуры находится в интервале $660-680 за т EXW, однако здесь следует учитывать недавнее понижение курса местной валюты по отношению к доллару; в лирах котировки несколько возросли. Подорожала за последнее время и продукция производства стран СНГ. Котировки на арматуру возросли до около $640-650 за т FOB, а катанки ‒ до $655-670 за т FOB.


Хотя во второй половине декабря спрос на длинномерный прокат в регионе, достигший максимального уровня в первой половине месяца, немного сократился, количество сделок пока остается достаточно высоким. В частности, интерес к приобретению турецкой арматуры по $675-680 за т CFR с поставкой в январе проявляют покупатели из ОАЭ. Ожидается, что и местная компания Emirates Steel Industries с Нового года поднимет цены на аналогичную продукцию не менее чем до $700 за т EXW/FOB. Высокий спрос на конструкционную сталь по-прежнему отмечается и в Ираке.


Правда, в целом ситуация в строительной отрасли стран Персидского залива все еще весьма противоречивая. С одной стороны, объем замороженных или отложенных на неопределенный срок строительных проектов в регионе, по данным Emirates Business 24/7, в конце октября превышала $1,7 трлн, из которых более $950 млрд. приходилось на ОАЭ. При этом, количество таких проектов продолжает увеличиваться. С другой стороны, многие источники сообщают о планируемых в странах Персидского залива новых инвестиций в промышленные, социальные и инфраструктурные объекты. Например, в Катаре предполагается вложить в течение ближайших 5-7 лет около $150 млрд. в подготовку к Чемпионату мира по футболу-2022. Объем инвестиций в дорожное строительство в зоне Персидского залива оценивается в $100 млрд., в строительство и расширение аэропортов ‒ в 90 млрд. По прогнозу компании Emirates Steel Industries, потребление арматуры в регионе до 2015 года будет увеличиваться, в среднем, на 7% в год.


Однако все более значительная доля потребностей в длинномерном прокате в странах Персидского залива удовлетворяется за счет продукции местного производства. Ей, в частности, безусловно отдается предпочтение при реализации проектов, финансируемых государством. Кроме того, в Саудовской Аравии, на крупнейшем рынке региона, внутренние цены на арматуру с 2010 года де-факто установлены в интервале $735-760 за т EXW. На эти котировки вынуждены ориентироваться и все прочие поставщики.


Нынешнее подорожание длинномерного проката на Ближнем Востоке вызывает, безусловно, неоднозначное отношение у потребителей. И, безусловно, оживление спроса в декабре имеет кратковременный характер. Однако металлурги надеются на то, что после Нового года покупательская активность на региональном рынке снова пойдет вверх. В конце концов, цены на нефть ‒ важнейший экономический индикатор для Ближнего Востока ‒ остаются высокими и вряд ли существенно опустятся в обозримом будущем.


 


Экспортные котировки на турецкую арматуру, $/т FOB


 



 

Гонка за лидером

/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ По сравнению с крайней точкой спада в апреле котировки на слябы на мировом рынке прибавили с начала августа порядка 40-50%. Поставщики из СНГ в конце июля – начале августа предлагали свою продукцию по $420-450 за т FOB, примерно, на таком же уровне котировались индийские и иранские полуфабрикаты. Экспорт из Японии и Бразилии в США и страны Восточной Азии осуществлялся из расчета $400-420 за т FOB.


Как считают эксперты, в сентябре-октябре слябы должны еще немного прибавить в цене. В конце концов, производители горячего проката в США, Европе, странах Восточной Азии планируют на первые осенние месяцы прибавку около $40-60 за т к своим котировкам. Поскольку спрос на листовую продукцию оживился, а ее складские запасы сократились до минимума, можно предположить, что в октябре горячекатаные рулоны могут превысить уровень $600 за т FOB на основных рынках, а стоимость слябов, соответственно, достигнет $500-520 за т CFR при поставках в страны Восточной Азии.


Дальний Восток в ближайшие месяцы, очевидно, сохранит статус крупнейшего регионального рынка слябов. При этом, наряду с традиционными покупателями в Корее и на Тайване должен увеличить закупки Китай. Резкое подорожание железной руды и металлолома, рост цен на ферросплавы привели к увеличению затрат на выплавку стали на китайских металлургических предприятиях. В конце июля спотовые цены на слябы на внутреннем рынке КНР вышли на рубеж 4000 юаней ($586) за т.


В конце июля – начале августа китайские компании приобретали импортные слябы по $460-480 за т CFR, однако покупательская активность была относительно невысокой. Со всеми дополнительными платежами стоимость этой продукции с поставкой на завод может достигать $580 за т. Китайские трейдеры отнюдь не уверены, что внутренние цены надолго задержатся на этом уровне. В конце первой декады августа прекратился рост котировок на длинномерный прокат, ожидается, что аналогичная коррекция в ближайшем будущем произойдет и на рынке плоского проката.


Судя по всему, китайский спрос на слябы активизируется лишь в сентябре-октябре, когда (и если!) цены на плоский прокат на местном рынке продолжат свой подъем и существенно превзойдут мировые. В принципе, вероятность такого исхода велика. Китайские металлургические компании продолжают взвинчивать цены на горячекатаные рулоны. Недавно очередной сигнал рынку подала корпорация Baosteel, увеличив котировки по сентябрьским контрактам на 600 юаней ($88) за т и более. Коммерческий горячий прокат SS400, при этом, достиг $665 за т EXW.


В то же время, в Европе и США существенного расширения спроса в обозримом будущем, скорее всего, не произойдет. Американские металлурги подняли цены на плоский прокат раньше, чем возрос спрос на эту продукцию. Впрочем, в настоящее время большинство американских специалистов полагают, что уже осенью увеличится потребление листовой стали в автомобилестроительной отрасли, прошедшей через крайнюю точку прибыли. Но производители слябов почувствуют улучшение не раньше чем через несколько месяцев, к тому же, поставки полуфабрикатов могут успешно осуществляться и местными компаниями. Вполне вероятно, что возобновление работы ряда доменных печей на американских металлургических комбинатов окажется несколько преждевременным, так что производители могут начать с наращивания выпуска слябов, а не готового проката.


Американский импорт слябов падал в течение всего первого полугодия. В июне поставки полуфабрикатов в США составили всего 51 тыс. т, что более чем в 11 раз уступает показателям аналогичного периода прошлого года. Всего в январе-июне импорт полуфабрикатов равнялся 606 тыс. т – спад более чем на 80% по сравнению с 3,29 млн. т годом ранее. По предварительным данным, в первые две декады июля были выданы лицензии на импорт в США 76,3 тыс. т слябов, но львиная доля поставок приходится на относительно дешевую продукцию из Японии и Мексики. Российским компаниям американский рынок малоинтересен и, вероятно, останется таковым и в четвертом квартале.


Похожая ситуация и в Западной Европе, где экономика находится в еще менее благоприятном положении, чем в США. Цены на слябы при поставках в страны ЕС в сентябре-октябре, очевидно, возрастут, но спрос останется низким.


В связи с этим экспортеры слябов из России и Украины в ближайшие месяцы будут вынуждены проводить осторожную производственную политику. Стоимость этой продукции на мировых рынках, скорее всего, возрастет, но спрос увеличится относительно незначительно, и то, в основном, на Дальнем Востоке.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...