Челябинский рабочий
03.07.2002
Интервью экономического патриота
На фоне привлекательности экспорта НОСТА ориентируется на внутренний рынок
Вот и наступило лето. Пора отпусков. Как же все-таки приятно отдыхать, валяясь на берегу речки или моря на жарком-жарком песочке. Но разговор тем не менее пойдет не об отдыхе, а о работе. Причем о работе в довольно жарком месте — на металлургическом комбинате. Наш корреспондент встретился с В.Г. Крыловым, возглавляющим новую команду менеджеров ОАО «НОСТА» (Орско-Халиловский металлургический комбинат).
— Вячеслав Геннадьевич, вы, конечно, в отпуск не собираетесь?
— Нет, не собираюсь. Потому что неделю назад только из отпуска вернулся.
— Странно.
— Это почему же?
— Ну, обычно топ-менеджеры такие занятые, что только бизнес, бизнес…
— Ну, так это те, у кого с бизнесом проблемы. Хотя если у них проблемы, то какие они топ-менеджеры? А у нас есть время, чтобы свободно вздохнуть, в отпуск с семьей съездить. Производство у нас отлаженное, сырьевые потоки стабилизированы, да и качество проката ни у кого сомнений не вызывает. Более того, у комбината есть большой потенциал, который в настоящее время и реализует наша управленческая команда. Посмотрите, мы довольно крупное металлургическое предприятие — входим в восьмерку крупнейших в России, — а по металлопоставкам стоим в рейтинге прошлого полугодия уже на пятом месте! Но считаем, что это для нас не предел. Что касается качества нашей продукции, то думаю, нелишне привести пример, отлично известный металлургам. Именно из нашей стали изготовлены несущие конструкции монумента Победы на Поклонной горе, перекрытия самого крупного в России спортивного комплекса «Лужники» и восстановленного храма Христа Спасителя в Москве. Кроме того, комбинат внесен в международный каталог как поставщик высококачественного проката, являясь конкурентоспособным на мировом рынке.
— А какие задачи вы теперь ставите перед предприятием?
— Чтобы выпускать качественную продукцию, необходимо модернизировать и обновлять производство. Например, сейчас мы начинаем модернизацию термоотделения стана с целью увеличения его мощности. Это позволит нам, в частности, увеличить производство судостали повышенной и высокой прочности улучшенной свариваемости, которую сейчас внедряет на НОСТЕ центральный научно-исследовательский институт конструкционных материалов «Прометей». Сейчас такую сталь в основном приходится закупать за рубежом, например, в Финляндии, и по высоким ценам. А мы сможем продавать ее российским производителям дешевле иностранцев. Наша конечная цель — быть на острие прогресса, первыми внедрять новые, востребованные на российском рынке марки стали. Сегодня это судосталь и стали для шельфовых платформ.
— А внешний рынок вас не интересует?
— А мы на нем давно присутствуем. Нашими экспортными партнерами являются такие известные фирмы, как Glencore AG, Cargill International, Noble Resourses, Stemcor UK LTD, Balli-Kloeckner, Voest-Alpine Intel-trading AG, Starwood Trading, Marcegaglia. Наша продукция сертифицирована Германским и Британским регистром Ллойда, ABS и DNV.
Мы постоянно ориентируемся на мировой рынок в том плане, что работаем по прогрессивным мировым стандартам. На НОСТЕ давно уже введена система управления качеством продукции, разработанная в соответствии с международным стандартом ИСО 9002. Но сейчас мы переходим на более совершенную версию ИСО 9001:2000.
Да, в последние годы наблюдается рост привлекательности экспортных поставок в различных областях промышленности, в том числе и в металлургии. Чуть ли не верхом престижности какого-либо бизнеса считается сейчас быть представленным на той же нью-йоркской бирже. Я отнюдь не осуждаю подобные устремления. Наоборот, наша промышленность должна быть там представлена. Но вот что касается НОСТЫ, то мы решили стратегически ориентироваться не на расширение экспорта, несмотря на его все увеличивающуюся текущую доходность, а на наш внутренний рынок, на российского производителя. Мировоззренческое кредо нашей компании мы определили лозунгом «Создавать сталь, которая ляжет в основу конструкции будущего нашей страны». И именно исходя из этого, мы определяем стратегические приоритеты работы.
— Что же нового ждет отечественного потребителя вашей продукции?
— Прежде всего, мы ввели новую систему сбыта. И эта новая система сбыта — подчеркиваю особо — ориентирована в первую очередь на наш внутренний рынок. Она разработана специально «под клиентов» и, несомненно, привлечет к нам новых заказчиков. В отличие от продуктоориентированного принципа сбыта, удобного для внутризаводского учета, мы, следуя современным тенденциям рынка, сделали наши продажи клиентоориентированными. Мы дифференцировали его в зависимости от клиента: конечного потребителя или металлоторгующей компании. Для конечных потребителей система продаж построена по отраслевому принципу. Выделены группы крупных конечных потребителей по секторам рынка, и для них разрабатываются специальные целевые программы. Для повышения уровня обслуживания клиентов введен институт трейдеров, которые постоянно обучаются и совершенствуются по системе специальных тренингов. Для металлоторгующих компаний также разработана специальная программа. Мы выделяем из них группы стратегических партнеров — официальных дистрибьюторов, для которых будут созданы наиболее благоприятные условия работы. В будущем предполагается создание системы собственной дистрибуции.
— В последнее время много говорят о созданной на НОСТЕ службе клиентского сервиса.
— Ничего удивительного, ведь это тоже проявление нашей клиентоориентированной политики работы на рынке. Кстати, эта система очень успешно показала себя на недавней выставке «Металлтехэкспо-2002», где НОСТА была награждена кубком за лучшую экспозицию, а сотрудники — дипломом «За активную работу». Среди первых результатов реализации системы клиентского сервиса можно отметить максимальное упрощение процедуры оформления заказов, снижение срока его прохождения. Основное внимание при этом уделяется соблюдению четкости графика поставок. В конечном счете мы помогаем клиентам снижать так называемые административные издержки, а они это уже оценили. А для нас это важно, поскольку мы заинтересованы в том, чтобы, придя к нам однажды, клиент оставался у нас навсегда.
— Но очень часто в стройные планы вмешиваются не зависящие от нашей воли обстоятельства. Я имею, в частности, в виду ожидаемое повышение цен на услуги естественных монополий, которые в последнее время все чаще мелькают на страницах в средствах массовой информации. Ведь металлопроизводители вынуждены будут после этого также повысить цены?
— Вы, журналисты, самые сложные вопросы приберегаете напоследок?
— Но ведь его нельзя не задать.
— Разумеется. Это вопрос весьма болезненный, и замалчивать его бесполезно. Нас тоже беспокоят слухи о том, что будут повышены цены на энергию, транспорт и так далее. Что касается НОСТЫ, то наша ценовая политика базируется на базовых прейскурантных ценах, не превышающих среднерыночный уровень. Кроме того, мы разработали для потребителей прозрачную систему преференций, зависящих от объемов заказов и условий платежа.
Кстати, если у клиента проблема с оборотными средствами, мы, например, всегда готовы предложить для удобства расчетов вексельные схемы. Кроме того, наши дистрибьюторы, лучших из которых мы наградили сертификатами на прошедшей выставке, готовы выступать в качестве плательщиков для этих клиентов, предоставляя им возможность рассрочки платежа.
— Раз уж мы обратились к статьям в прессе, где обсуждаются проблемы металлургического бизнеса, не прокомментируете ли вы сообщение «Ведомостей» о том, что следователь по особо важным делам Следственного комитета МВД Александр Самоделкин, расследующий дело о хищении бизнеса у Андреева, своим постановлением от 19 апреля наложил арест и запретил все операции, в частности, с контрольным пакетом акций НОСТЫ.
— По этому вопросу мой комментарий будет кратким. Я отвечаю за результаты деятельности предприятия, а не обеспечение собственности, поэтому могу комментировать только вопросы, связанные с бизнесом.
— Тогда прокомментируйте, пожалуйста, сообщение, опубликованное в «Коммерсанте», о том, что НОСТА якобы несет убытки по итогам первого квартала.
— Пожалуйста. В статье приводятся сравнения с первого квартала 2001 г., а основные проблемы предприятия начались со второго квартала 2002 г. Деятельность новой команды началась с ноября 2001-го, поэтому, если сравнивать этот период с результатами деятельности за первый квартал 2001 г., а тем более за второй квартал, то положительная тенденция будет очевидна.
Вместе с тем экономические проблемы актуальны не только для НОСТЫ, но и для всех металлургических комбинатов в целом. Это связано с завышенной стоимостью сырья и с резким падением цен на металлопродукцию в последнее время.
— Спасибо за интервью.
Интервью взял Олег ВОРОНОВ
ОАО «НОСТА»
(Орско-Халиловский металлургический комбинат) — один из крупнейших производителей металлопродукции России со среднегодовым объемом производства проката порядка 2,4 млн. тонн.
В связи с проводимой реорганизацией системы продаж, внедрением системы клиентского сервиса, оптимизацией информационных и материальных потоков на основе последних достижений логистики и информационных технологий мы приглашаем профессионалов присоединиться к новой управленческой команде комбината.
Вакансии управления ИТ НОСТА
Заместитель начальника УИТ
Требования:
n опыт руководства подразделением ИТ на предприятии от двух лет;
n отличные организаторские способности;
n опыт руководства проектами ИТ;
n знание современных методологий управления проектами;
n желателен опыт внедрения ERP системы на предприятии.
Системные аналитики
Требования:
n знание современных методов объектного и системного анализа;
n владение современными CASE-средствами;
n опыт работы от двух лет.
Проектировщики БД и приложений
Требования:
n владение современными CASE-средствами;
n опыт проектирования БД Oracle;
n опыт работы от двух лет.
Разработчик на платформе Java
Требования:
n опыт разработки Java-2 приложений от двух лет.
Программист Oracle
Требования:
n отличное знание SQL, PL/SQL;
n опыт разработки Oracle от двух лет.
Вакансии дирекции продаж НОСТА
Трейдеры
Требования:
n возраст до 35 лет;
n образование высшее;
n опыт работы от четырех лет;
n опыт организации дистрибутивной сети;
n опыт успешных продаж.
Начальник отдела в управлении внутренних продаж
Требования:
n опыт административно-организационной работы;
n возраст до 35 лет;
n образование высшее;
n опыт работы от четырех лет;
n опыт организации дистрибутивной сети;
n опыт успешных продаж.
Вакансии управления маркетинга НОСТА
Специалист в отдел исследования и прогнозирования рынка
Требования:
n возраст до 35 лет;
n образование высшее (желательно в области маркетинга, металлургии);
n опыт профильной работы от двух лет;
n готовность к частым командировкам.
Специалист в аналитический отдел
Требования:
n возраст до 35 лет;
n образование высшее;
n опыт профильной работы от двух лет;
n хорошие аналитические способности;
n владение ПК на уровне опытного пользователя;
n знание современных методов объектного и системного анализа.
Начальник аналитического отдела
Требования:
n возраст до 35 лет;
n образование высшее;
n опыт работы от двух лет;
n владение ПК на уровне опытного пользователя;
n опыт административно-управленческой деятельности;
n знание современных методов объектного и системного анализа.
Анкета для участников конкурса замещения вакантных должностей
Ф.И.О.
Адрес фактического проживания, телефон
Возраст
Образование (основное и дополнительное)
Профессиональный опыт и функциональные обязанности (последние три места работы)
Ваши достижения и заслуги
Ваши личные и профессиональные качества (достоинства и недостатки, с которыми вы боретесь)
Вместе с анкетой вы можете отправить более подробное резюме.
Контактная информация: e-mail: personal@tdnosta.ru.
Факс: (095) 728-49-23, (35376) 462-759, тел. (35376) 462-356.
Почтовый адрес:
109240, Москва, ул. Николоямская, д. 13, стр. 1 (в отдел по работе с персоналом металлургического дивизиона).
462353, Новотроицк, ул. Заводская, д. 1, НОСТА (ОХМК) (в дирекцию по сбыту).
Контактное лицо — Юлия Прокулевич.