Группа из 58 топ-менеджеров крупных европейских металлургических компаний при поддержке региональной отраслевой ассоциации Eurofer обратилась с открытым письмом к лидерам стран ЕС в преддверии Европейского совета, который состоится 20-21 октября. Призывая политиков «сделать правильный выбор, чтобы металлургический сектор процветал, инвестиции продолжались, а рабочие места были сохранены», руководители корпораций фактически потребовали принятия ряда мер, способных привести к существенным изменениям обстановки на региональном рынке стали и значительно затруднить и ограничить импорт проката в ЕС.
В письме европейских металлургов рассматриваются три основных темы. Во-первых, это предоставление статуса страны с рыночной экономикой Китаю, которое согласно условиям вступления КНР в ВТО должно автоматически произойти 1 декабря 2016 г. «Подписанты» выступают за то, чтобы рыночный статус был предоставлен Китаю по согласованному решению США и ЕС, что реально означает отсрочку на неопределенный срок.
Во-вторых, «подписанты» призывают осуществить реформу законодательства Евросоюза в части защиты внутреннего рынка от демпинга. По их мнению, антидемпинговые и компенсационные расследования необходимо проводить быстрее, а их методологию следует сблизить с американской. При этом, если сейчас в таких случаях европейские участники должны доказывать факты демпинга со стороны иностранных поставщиков стальной продукции, то авторы письма призывают возложить бремя предоставления доказательств на экспортеров проката в ЕС. Это они должны заверять Европейскую комиссию в том, что их поставки не являются демпинговыми и не субсидируются правительствами.
Как заявляют топ-менеджеры европейских металлургических компаний, в ЕС необходимо отменить правило «меньшей пошлины», предусмотренное ВТО. В соответствии с ним уровень антидемпинговой пошлины должен быть ниже, чем установленная в ходе расследования демпинговая маржа. По мнению авторов письма, Европейской комиссии в этом необходимо брать пример с американского Министерства торговли и устанавливать в разы более высокие пошлины, достигающие сотен процентов от таможенной стоимости.
В-третьих, европейские компании снова подняли вопрос о квотах на выбросы углекислого газа в ЕС, которые становятся платными с 2020 г. Они выступают за то, чтобы металлургам не ужесточали лимиты, поскольку они и так уменьшили эмиссию до технологически возможных пределов. Или же, если после 2020 г. европейским производителям стали придется нести затраты, которых не будет у их конкурентов в других странах, следует уравнять условия. Как заявляют авторы письма, размер платы за выбросы углекислого газа должен зависеть от того, как произведена сталь, а не где она произведена. Фактически речь идет о введении «углеродного налога» на импорт стали в ЕС.
Ранее европейское «стальное лобби» уже выступало со всеми этими требованиями, хотя и в менее «концентрированной» форме. Пока что Европейская комиссия пошла на удовлетворение лишь незначительной их части — касательно сокращения продолжительности антидемпинговых расследований.