ГМК «Норильский никель» решила заняться новым видом бизнеса — производством водородных топливных элементов. Так компания намерена расширить сферу применения палладия. «Норникель» собирается инвестировать в исследования, связанные в развитием водородной энергетики и топливных элементов, до $40 млн ежегодно.
Топливные элементы (ТЭ) — электрохимический источник тока, в котором осуществляется прямое превращение энергии топлива и окислителя, непрерывно подводимых к электродам, непосредственно в электрическую энергию. Ячейка ТЭ состоит из анода и катода, разделенных полимерной мембраной, в которой содержатся платиновые металлы. Энергетические установки и электрохимические генераторы на основе ТЭ могут применяться в автомобильных двигателях, а также в компьютерах, мобильных телефонах и т. д.
Вчера «Норникель» и Российская академия наук (РАН) подписали соглашение о сотрудничестве в области водородной энергетики. Оно предусматривает, что ученые возьмут на себя создание энергетических установок и электрохимических генераторов на основе ТЭ. Как сообщил вчера гендиректор «Норникеля» Михаил Прохоров, ежегодно в разработки РАН компания будет инвестировать около $40 млн.
Развитием водородной энергетики занимаются многие страны. По данным «Норникеля», ежегодно в исследования на эту тему инвестируется свыше $500 млн. В «Норникеле» уверены, что за водородной энергетикой будущее. Поэтому, говорит пресс-секретарь компании Анатолий Комраков, «Норникель» решил принять участие в развитии этого бизнеса. Он отмечает, что проект с РАН не является благотворительной поддержкой ученых. По его словам, производство водородных ТЭ требует больших объемов палладия и других металлов платиновой группы. На «Норникель» приходится 40% их мирового производства. Комраков говорит, что «Норникель» планирует сам принимать участие в производстве ТЭ. Но на каких условиях это будет происходить, пока не решено. Впрочем, в подписанном вчера соглашении говорится, что «Норникель» и РАН будут совместно «отбирать наиболее привлекательные коммерческие проекты» и «создавать предприятия по производству ТЭ и энергетических установок на их основе».
Некоторые промышленные компании уже начали использование ТЭ. Например, американский концерн General Motors начал производство машин, снабженных водородными двигателями. Представитель GM Павел Видал рассказал «Ведомостям», что в Японии началась продажа курьерских машин, снабженных водородными двигателями. «Эти двигатели хороши с точки зрения экологической чистоты, но сейчас они дороги, и потому их нельзя использовать ежедневно, — говорит Видал. — Но специалисты GM работают над снижением их себестоимости и обещают, что к 2025 г. их можно будет использовать в повседневной жизни».
Аналитик «НИКойла» Вячеслав Смольянинов считает логичным, что «Норникель», как крупнейший в мире производитель палладия, заинтересовался этим направлением. «Сейчас сложно оценить, насколько этот бизнес окажется перспективным, — говорит аналитик. — Вероятно, «Норникелем» движет желание не допустить ситуации, сложившейся с производством катализаторов — их выпуск монополизировали четыре компании. Инвестируя в разработки водородных элементов, «Норникель» хочет занять свою нишу в этом секторе».
Впрочем, некоторые собеседники «Ведомостей» считают, что к инвестициям в водородную энергетику «Норникель» могли подтолкнуть соображения, далекие от коммерции. Сотрудник администрации президента напоминает слова Владимира Путина о тех, кто «вкладывает сотни миллионов, чтобы спасти миллиарды». Чиновник радуется, что владельцы «Норникеля» намерены исправить свой имидж «олигархов» обильными вложениями «в отечественную науку». А Дмитрий Орлов из Центра политических технологий полагает, что дело «ЮКОСа» стимулирует отечественный крупный бизнес к акциям, призванным продемонстрировать наличие у него «социальной ответственности».