Skip to content

Дерипаска и Мордашов добили иномарки.

3 мин.

Опубликованно: 22 марта 2002

Импорт и экспорт, Промышленные новости

Лоббистские усилия подружившихся автоолигархов Олега Дерипаски и Алексея Мордашова привели к закономерному итогу. Правительство вчера в целом одобрило программу развития автопрома, договорившись о введении запретительных импортных пошлин на иномарки старше семи лет и о повышении пошлин на более новые машины через три года. По мнению правительства, эти защитные меры наведут иностранных производителей на мысль о строительстве заводов в России.

Перед заседанием правительства лоббисты забросали премьера Михаила Касьянова письмами с требованием ввести защитные меры ради улучшения инвестиционного климата в отрасли. Совместное обращение к Касьянову подписали четыре отечественных компании — «Северсталь», «Руспромавто», «АвтоВАЗ» и КамАЗ. Параллельно письмо аналогичного содержания премьеру направили иностранные автопроизводители — но только те, у которых уже есть или создается российское производство. От имени GM это письмо подписал вице-президент по СНГ Дэвид Херман, от имени Ford — президент по России Хенрик Мензен, от имени Renault — гендиректор «Автофрамоса» Ги Бара и от Fiat — гендиректор «Нижегород Моторс» Франко Гримме.

А на заседании правительства выступали Дерипаска и Мордашов. Последний откровенно говорил, что будущее отечественных автозаводов — в сборке иностранного модельного ряда. Олигархи своего добились. Правительство решило одобрить введение запретительных пошлин на иномарки старше семи лет. «Против этого никто не протестовал, и принятия этого решения на правительственной комиссии по защитным мерам можно скоро ожидать», — говорит замглавы аппарата правительства Алексей Волин, известный противник повышения пошлин на подержанные иномарки.

Более тонкое решение принято по иномаркам в возрасте до семи лет. На ближайшие три года сохранится импортная пошлина 25% плюс «евросоставляющая». За этот период, как считает глава Минпромнауки Илья Клебанов, иностранцы сумеют принять инвестиционные решения и построить свои заводы. Тогда уже им, а не только российским производителям понадобятся дополнительные защитные меры, и правительство поднимет импортную пошлину до 35% на следующие пять лет. «Мы собираемся лоббировать [интересы] тех, кто будет производить качественные автомобили», — пояснил Клебанов.

Вступая на этот путь, Россия рискует усложнить себе и без того непростые переговоры о вхождении в ВТО. Ведь российская делегация до сих пор отстаивала на переговорах 25% -ную импортную пошлину на семилетний переходный период. «Автопром и так всегда был проблемной сферой переговоров. Поэтому ужесточение позиции до ставки 35% скорее всего потребует от нас серьезных жертв в других отраслях», — заявил «Ведомостям» глава торгового подразделения представительства России при международных организациях в Женеве Юрий Афанасьев.

Поможет ли угроза протекционистских мер привлечь иностранные инвестиции, пока тоже не ясно. Например, Nissan не собирается организовывать в России собственных производств, что бы правительство ни делало с ввозными пошлинами. «Российский рынок очень маленький, в прошлом году новых иномарок было продано всего 100 000 шт. , — говорит глава российского представительства компании Юрий Самойленко. — Поэтому глупо ожидать, что сюда придут 30 автогигантов и будут ставить заводы на 3000 машин в год каждый. Nissan таких планов не имеет, зато строит сейчас в США завод за $1 млрд. В России просто сильно упадет импорт, потому что 35% — это ужасная ставка».

Понимая, что в первую очередь помогают все-таки хозяевам российских заводов, чиновники отвергли требование автолоббистов установить для иностранных компаний обязательный 80% -ный уровень локализации (местного производства комплектующих) , как в Китае. Аналитик Ernst & Young Василий Бойцов думает, что одобренных правительством защитных мер, «в принципе, должно хватить для обеспечения 50% -ной локализации производства за пять лет».

А еще от российских автозаводов потребовали улучшения качества продукции. Как рассказал «Ведомостям» глава автомобильного подразделения «Северстали» Вадим Швецов, уже в 2002 г. начнет действовать запрет на использование бензина Аи-76, а с 2004 г. заводам запретят выпускать машины с двигателями, не соответствующими стандарту «Евро-2». Стандарт «Евро-3» станет обязательным с 2007 г. , «Евро-4» — с 2011 г. Все это потребует серьезной модернизации многих производств. Например, классический модельный ряд ВАЗа до сих пор оснащается карбюраторными двигателями «Евро-0». Небольшое количество таких двигателей делает и Заволжский моторный завод для ГАЗа и УАЗа. Если правительство не внесет поправок в концепцию развития автопрома, выпуск таких агрегатов придется сворачивать.

Как пояснил Волин из аппарата правительства, «небольшие технические доработки» еще могут быть внесены в концепцию до 1 мая, когда правительство собирается одобрить ее окончательно.

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...