Рынок дорожно-строительной и спецтехники в РФ в первом полугодии упал на 10%, это меньше, чем в прошлом году, когда продажи рухнули на 65%, но это самое затяжное падение рынка за десять лет. Участники ждут, что продажи в 2017 году пойдут вверх из-за отложенного спроса, но ряд игроков полагает, что восстановление прежних объемов маловероятно — из-за спада финансирования крупных инфраструктурных проектов.
По подсчетам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новой строительной и спецтехники в России в первом полугодии снизились на 10%. Негативная динамика невелика, но это «самое затяжное падение рынка за последние десять лет», говорит глава комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ, гендиректор Volvo CE Russia Андрей Комов. В 2015 году рынок упал на 65% и тренд продолжился, отмечает он. Так, в первом полугодии продажи экскаваторов-погрузчиков снизились на 18%, до 469 шт., гусеничных экскаваторов — на 22%, до 883 шт. Реализация погрузчиков с бортовым поворотом выросла на 6%, до 303 шт., колесных погрузчиков — упала на 3%, до 309 шт. Спрос на гусеничные трактора сократился на 3%, до 207 шт., на колесные экскаваторы — на 26%, до 112 шт. Продажи самоходных грейдеров и сочлененных самосвалов выросли на 8% и 9%, до 216 и 47 шт. соответственно, объем продаж самосвалов с жесткой рамой вырос вдвое, до 57 шт.
Доля компаний из базы АЕБ составляет 80% рынка дорожно-строительной и спецтехники. Разбивки по брендам в данных нет, но известно, что в статистику вошли продажи «Кранэкса», «РМ-Терекса», «Четры» (входит в концерн «Тракторные заводы» и, по словам источников, практически не присутствует на рынке с учетом сложной ситуации в концерне), Bell Equipment, Bobcat, Caterpillar, CNH, John Deere, Doosan, Hidromek, Hitachi, JCB, Komatsu, Liebherr, Volvo. На рынке негативно сказалось введение утилизационного сбора, вызвавшего повышение цен, считают в АЕБ. Там надеются, что во втором полугодии рынок нащупает дно и, возможно, начнет расти за счет отложенного спроса.
Сектор падает с 2014 года, господдержка почти отсутствует, говорит источник «Ъ» на рынке, платежеспособный спрос закрывается в основном импортом. По его данным, доля импорта по гусеничным экскаваторам в 2015 году была 96%, по экскаваторам-погрузчикам — 85%, по фронтальным погрузчикам — 80%. Утильсбор, введенный в этом году, потеснил и технику с вторичного рынка. По данным источника «Ъ», по экскаваторам-погрузчикам доля подержанной техники сократилась в 5,5 раза, по гусеничным экскаваторам — в 3,5 раза, по фронтальным погрузчикам втрое. Утильсбор почти не повлиял и на спрос на новую технику, собеседник «Ъ» объясняет это тем, что продается техника со складов производства 2014-2015 годов, ввезенная до утильсбора.
В «ЧТЗ-Уралтраке» (бульдозеры, трубоукладчики, фронтальные погрузчики) рассказали, что в этом году спрос в среднем сохраняется, но «местами слабеет» с учетом сокращения инвестпрограмм крупных игроков. Но в компании считают, что девальвировавший рубль и утильсбор развернули потребителя от иностранной техники в сторону отечественной: в первом полугодии продажи «ЧТЗ-Уралтрака» выросли на 20-25%, стало комфортно конкурировать с китайцами, так как в конце 2015 года ЕЭК ввела антидемпинговые пошлины на пять лет на китайские гусеничные бульдозеры (ставка до 45% в зависимости от бренда).
В John Deere отметили, что при снижении инвестиций в инфраструктуру и при утильсборе сосредоточились на дилерской сети, сервисе, локализации. В компании считают, что в 2017 году рынок начнет восстанавливаться. В JCB заявили, что из-за утильсбора больше «пострадали» мини-экскаваторы, колесные и гусеничные экскаваторы, экономическая ситуация меньше повлияла на недорогие продукты (мини-погрузчики с бортовым поворотом), позитивную динамику показали телескопические погрузчики. В компании говорят, что за два года маржинальность поставщиков упала, многие сократили персонал, слабые дилеры ушли с рынка. Основной проблемой в JCB сочли недостаток финансирования инфраструктурных проектов из-за «перекрытого доступа к дешевым европейским кредитам» (из-за санкций), пока вопрос не решится, о восстановлении сектора «не может быть и речи».
Источник «Ъ» в отрасли видит перспективы роста в 2017 году за счет отложенного спроса, подъема цен на импорт при истощении складов и «нежелании» концернов «уменьшать издержки за счет локализации». Российские игроки могут держать цены на уровне начала — середины 2016 года, рассуждает он, а при «правильно организованной» господдержке к концу 2017 года можно добиться роста рынка на 20%. В «ЧТЗ-Уралтраке» на серьезный рост в 2017 году не рассчитывают, но уверены, что дно пройдено, а в среднесрочной перспективе спрос восстановится до докризисных объемов (5 тыс. бульдозеров, 10 тыс. экскаваторов, 3 тыс. катков в год). Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» говорит, что в кризис многие сокращали парк, реализуя его на вторичном рынке, но оживление спроса вряд ли будет резким.
Яна Циноева