Уже в 22 года Сергей Мэн решил, что будет работать с крупнейшими российскими и международными компаниями. Сегодня его гонконгская фирма занимается стратегическим консультированием в Китае наиболее значительных игроков из энергетической и металлургической отраслей России, клиенты другой, в которой он акционер, — 80% всех китайских компаний с капитализацией больше $10 млрд.
До того, как уехать в Гонконг, Сергей Мэн около семи лет занимался бизнесом в России. Переезд в этот китайский район с особым административным статусом был вызван желанием не потерять позиции в бизнесе и идти вслед за тенденциями развития рынка. Знание китайского и опыт, накопленный в середине 90-х в России, предопределили его успех как посредника в российско-китайской торговле. Сейчас компания 35-летнего бизнесмена – единственная, учрежденная русским, из консалтинговых в Гонконге.
Для клиентов с размахом
«Меня испортило управление делами президента», — смеется Сергей Мэн. «Пусть лучше будет пять клиентов, но больших», — к такому выводу тогда пришел он и всегда возвращался к этой идее.
В строительной компании при УДП он занимался тем, что «колесил по Европе и налаживал отношения с поставщиками». По его словам, через год работы связей и понимания того, как устроен российский бизнес было достаточно, чтобы открыть свое GR-агентство (governmental relations) – компанию по связям с правительством — организации встреч на высшем уровне. «Буду помогать крупному иностранному бизнесу на российском рынке», — решил он.
ICON Eurasia открыл в 1998 г. «Я так мечтал об иностранцах, а первым клиентом стал Минтопэнерго», — с улыбкой делится Мэн. Для него, в отличие от многих, удачей стал кризис: «после того как рынок сломался, и все подешевело, Россией заинтересовались иностранцы», — рассказывает он. Мэн говорит, что в числе его клиентов был «весь свет высокотехнологичных американских компаний» — Intel, IBM, Oracle. В 2000 г. он возглавил представительство медиакорпорации Ziff-Davis. «Я устраивал встречи руководства иностранных компаний с чиновниками из России и СНГ», — рассказывает Мэн о своей работе. Доходы составляли тогда «несколько десятков тысяч долларов в месяц», — говорит бизнесмен.
Когда в 2002 г. IT-экономика лопнула «как мыльный пузырь», и компании, «высокотехнологичные монстры», начали терять деньги, бывший курсант института Иностранных языков Сергей Мэн понял, что нужно менять направление работы. «Китай становится эпицентром принятия финансовых и стратегических решений в мире, бизнес перемещается туда», — сделал наблюдение он. Мэн решил воспользоваться своим преимуществом – знанием китайского — и отправился в Пекин. Он вспоминает, что в ту поездку проехал всю страну «сверху донизу», а выбрал Гонконг. «Если Китай – фабрика мира, то Гонконг для нее – офис пропаж с налаженной системой менеджмента, это место связи продавцов с материка и покупателей из Европы. А еще Гонконг – место, где сконцентрирован бизнес международных компаний, прозрачные информационные потоки, а также компактное, некоррумпированное правительство, с которым легко работать», — объясняет свой выбор бизнесмен.
Русский просветитель
По закону, говорит бизнесмен, иностранец в Гонконге зарегистрировать компанию не может, это должен делать местный секретарь. Он своего нашел по первой ссылке, которую выдал Интернет-поисковик на его запрос. Пошлина 4000 гонконгских долларов (около $550), две недели времени – и гонконгская компания Мэна, Eurasia Strategics, начала обслуживать российских клиентов.
До 2004 г. регистрировали торговые марки, открывали фирмы – оказывали юридические услуги небольшим клиентам из России. Оборот, как вспоминает бизнесмен, был около $12 000 в месяц, норма прибыли 40-50% — хватало только на накладные расходы. «Конечно, не то, о чем мечтал, но это было необходимо, чтобы выжить» – объясняет Мэн, подчеркивая, что главной в первые два года была задача «интегрироваться в местный бизнес». «В то время мы готовили инструкции о том, как китайским бизнесменам вести себя в России, в какие отрасли инвестировать, готовили разные отчеты — фактически выполняли функцию бесплатного консультанта для гонконгского правительства», — рассказывает Мэн. Так появились необходимые связи, с его компанией стали считаться, приглашать на международные бизнес-семинары и конференции. Для этого потребовалось два года «просветительской работы» и около $50 000 инвестиций (аренда офиса, зарплата сотрудникам, расходы на проживание семьи), говорит бизнесмен.
А в 2004 г. компания Мэна выступила региональным партнером инвестиционного форума в Гонконге, организованного крупным российским информационным агентством. «Несколько министров, представители Центробанка и российской бизнес-элиты, соответствующий уровень с гонконгской стороны». Через месяцы у Eurasia Strategics появился первый крупный клиент – «одна из ведущих российских компаний в металлургической отрасли». Обороты сразу выросли в два раза: к февралю-марту 2005 г. только от «консалтинговых и разведуслуг по Китаю» они составили $35 000 в месяц, вспоминает предприниматель. Однако от юридической составляющей отказываться не стали, для этого направления, говорит бизнесмен, в 2006 г. открыли новую компанию. Ее Мэн рассчитывает продать через год за $400 000-500 000.
Другая арифметика
Сейчас у Мэна четыре основных клиента – все ведущие публичные российские компании из энергетической и металлургической отраслей. «Мы разрабатываем им стратегии поведения на китайском рынке, а в последние два месяца занимаемся еще поиском инвесторов – одна из самых востребованных услуг во время кризиса», — говорит директор Eurasia Strategics. По его данным, ежедневно Россия теряет около $1 млдр – средства, вложенные иностранцами в российские активы. В августе обороты его компании составляли $50 000.
Eurasia Strategics не единственное детище Мэна. В 2007 г. году он создал СП с Sallmanns Group, заинтересованной в продвижении своих услуг в России, и стал представителем этой группы – лидера в Китае по оценкам рисков бизнеса и привлекательности инвестиционных проектов — в странах бывшего Советского Союза.
О доходах своих компаний Мэн не говорит. «Мы приняли решение временно не фиксировать прибыль. Когда рынок упал и многие думают о выживании, мы готовим целый ряд новых проектов, которые будем запускать по мере его восстановления», — отмечает он. Причем под каждое из направлений планируется создавать отдельную компанию. «Так когда-то структурировали «Базовый элемент», каждое из подразделений которого получили юридическую самостоятельность», — улыбаясь, приводит сравнение Мэн, уверяя, что его планы не менее грандиозны.
Олеся Демьянец
ChinaPRO