Американским автопроизводителям пришлось согласиться на увеличение отпускных цен на металл сталелитейными компаниями. General Motors согласился на непосредственный рост цен, а Chrysler решил отдавать своим смежникам металлолом по бартеру.
Рост мировых цен на сталь сподвиг американских металлургов требовать пересмотра контрактов со своими потребителями. Впрочем, вызванный всплеском котировок рост сталелитейной промышленности в мире ударил и по металлургическим предприятиям США. Экспорт металлолома из Америки в прошлом году удвоился и составил 12 млн т. Из-за возникшего дефицита цены на металлолом скакнули со $103 за тонну в июне до $244 сейчас.
Этой ситуацией решил воспользоваться Chrysler (входит в немецко-американскую группу DaimlerChrysler), сумевший договориться о компромиссе с металлургами. Если раньше компания продавала свой металлолом на открытых аукционах, то теперь будет отгружать его по бартеру своим смежникам — сталелитейным компаниям. Chrysler потребляет 2 млн т стали в год и производит несколько сотен тысяч тонн металлолома. В обмен на бартерные поставки Chrysler и его контрагенты будут иметь гарантированные поставки металла. Компания, однако, отказалась сообщить, какую скидку от металлургов она за это получит.
Шаг, предпринятый Chrysler, показывает, что автопроизводители и другие крупные промышленные потребители вынуждены согласиться с выросшими ценами на металл и не имеют больше возможностей настаивать на ценах, зафиксированных в долгосрочных контрактах. «Мы пытаемся сделать конструктивное предложение, которое бы гарантировало поставки стали», — сказали в Chrysler.
Крупнейший мировой производитель автомобилей General Motors сообщил, что будет думать в течение двух следующих недель, вводить ли у себя схожую с Chrysler схему взаимоотношений с поставщиками. Но GM при этом уже согласился покупать стальную продукцию у своих поставщиков — Steel Dynamics и Textron по более высоким ценам, чтобы не останавливать производство. Правда, компания пока не отозвала из суда иски к этим компаниям, в которых требует соблюдения согласованных ранее цен.
По оценке аналитиков инвестбанка Credit Suisse First Boston, на каждый автомобиль уходит до 1,5 т стали стоимостью около $600. По их мнению, у Chrysler «рост издержек [связанных с увеличением цен на сталь] легко может дойти примерно до $600 млн».
Кроме того, потребители решили помочь металлургам справиться с дальнейшим ростом цен на лом. Созданная коалиция производителей стали и небольших фирм, потребляющих ее, лоббирует в Вашингтоне прекращение экспорта металлолома. «Это ужасная проблема, — говорит Боб Стивенс, гендиректор штамповочной фирмы Impact Forge из Индианы и один из основателей коалиции. — Что касается нашей компании, мы теряем $10 000 в день, и, похоже, в апреле эта цифра удвоится».