Новый президент АвтоВАЗа Никола Мор обсудил с гендиректором КамАЗа Сергеем Когогиным перспективы организации совместных закупок — в частности, «взаимодействия двух компаний с поставщиками металлопроката», сообщил вчера КамАЗ. Как и когда могут быть объединены закупки, в автоконцернах не поясняют. У компаний общий акционер: у «Ростеха» 49,9% КамАЗа и около 25% АвтоВАЗа. Но, говорят источники «Ъ» в отрасли, идею объединения закупок металла с АвтоВАЗом «уже некоторое время обсуждают и другие крупные автокомпании — «Соллерс» и группа ГАЗ».
Представитель «Соллерса» подтвердила «Ъ», что компания вела переговоры с АвтоВАЗом об унификации марок стали для объединения объемов закупок еще до смены руководства тольяттинского завода в марте и готова продолжить диалог. Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева сказала «Ъ», что сейчас у группы нет общих закупок с другими предприятиями вне холдинга, но ГАЗ «готов рассматривать такие предложения». «Объединение закупок, безусловно, дает преимущества с точки зрения цены и условий оплаты»,— отметила госпожа Матвеева, приведя в пример единую организацию закупок после консолидации автопредприятий в периметре группы. «Это удобно и для поставщиков, так как у нас установлены единые стандарты по качеству и дисциплине поставок, а работа ведется в рамках «единого окна»,— добавила она.
Продажи автопрому у трех крупнейших производителей автолиста в РФ невелики. У ММК в 2015 году на них приходилось всего 4% (335 тыс. тонн), следует из презентации компании. ММК продает прокат АвтоВАЗу, УАЗу, ГАЗу, КамАЗу, но ни один из них не входит в топ-10 покупателей по объемам (нижняя граница — 160 тыс. тонн). «Северсталь» в 2015 году поставила КамАЗу, Renault Nissan, GM Uzbekistan и другим 3% от производства, или 324 тыс. тонн, НЛМК продал машиностроителям 12% от своих российских поставок, или 740 тыс. тонн. Автоконцерны объемы закупок автолиста и поставщиков не раскрывают.
Официально металлурги инициативу автопроизводителей не комментируют, но источники «Ъ», близкие к ним, опасаются, что это приведет к тому, что автопроизводители станут «крайне агрессивно торговаться». Один из собеседников «Ъ» в автопроме говорит, что, хотя у большинства компаний закупки металла идут по долгосрочным контрактам с формулой, тормозящей рост цены, автоконцерны все равно недовольны. «Привязка внутренних цен к зарубежным неоправданна»,— говорит он, указывая, что на прокат приходится до 30% в структуре закупок автоконцернов. С февраля по июнь внутренние цены на холоднокатаный прокат выросли на 13-14%, говорит один из металлургов. Но, по данным «Металл Эксперта», рост с марта по июнь был выше — 42%.
Источники «Ъ» среди металлургов отметили важность позиции ФАС, один из них указывает, что закон не запрещает объединять закупки. Глава управления контроля промышленности ФАС Нелли Галимханова сказала «Ъ», что пока в службу не поступало обращений о создании единого центра закупок, а позиция ФАС по данному вопросу может быть сформирована после запроса участников рынка и получения информации о центре, его номенклатуре продукции и планируемых к закупке объемов. Но источник «Ъ», знакомый с ситуацией, говорит, что вероятность возникновения монопсонии «крайне низка».
Недовольны ростом цен на прокат также строители и вагоностроители. Жалобы первых ФАС рассматривала 24 мая, пообещав разобраться до конца июня. Источник «Ъ» в крупной вагоностроительной компании говорит, что рост цен на прокат до 56% повысит себестоимость на 15-20%. Коммерческий директор Уралвагонзавода Андрей Сентябов сказал «Ъ», что «если в 2015 году цена на вагонный прокат выросла на 32%, то с января 2016 года по сегодняшний день — уже на 70%». Он, как и собеседник «Ъ» в автопроме, считает рост необоснованным.
Олег Петропавловский из БКС отмечает, что рентабельность металлургов по прокату для автопрома может достигать 30%. Если объединение закупок автоконцернами осложнит их отношения с металлургами, то первые могут попробовать закупать импортный металл, а вторые — продавать выпадающие объемы в виде слябов или горячекатаных листов, но с меньшей рентабельностью, считает он. Продавать автолист за рубеж у российских компаний не получится, полагает аналитик.
Анатолий Джумайло, Наталья Скорлыгина