Как стало известно «Ведомостям», группа «НИКойл» покупает один из крупнейших в стране розничных банков — Автобанк — всего за $15 млн. Это крайне дешево для банка, занимающего достаточно высокое положение в национальной «табели о рангах». Похоже, стороны сделки не уверены в надежности активов Автобанка.
По словам источника, хорошо осведомленного о сделке, ее оформление находится в завершающей стадии. «НИКойл» платит $15 млн и принимает на себя все обязательства Автобанка. «Группа «НИКойл», специализирующаяся на инвестиционном бизнесе, хочет стать как Deutsche Bank — универсальной», — отметил собеседник. По его информации, «НИКойл» пытался одновременно с Автобанком выкупить у компаний «Сибирский алюминий», «Нафта-Москва» и Millhouse Capital страховую компанию «Ингосстрах». Но этому намерению не суждено было осуществиться: на «Ингосстрах» уже есть три других российских покупателя. Назвать их источник «Ведомостей» отказался.
В октябре 2001 г. триумвират, состоящий из «Сибирского алюминия», «Нафта-Москвы» и созданной акционерами «Сибнефти» английской Millhouse Capital приобрел у бизнесмена Андрея Андреева контрольные пакеты Автобанка, «Ингосстраха», меткомбината «НОСТА» и еще примерно сотни связанных с ними компаний. На рынке утверждали, что покупка обошлась партнерам всего в $90 млн, причем основная часть этой суммы пришлась на «НОСТА».
Автобанк на 1 октября прошлого года занимал 9-е место в России по объему частных вкладов (4 млрд руб. ) , 26-е по капиталу (1,9 млрд руб. ) и 30-е по активам (16,3 млрд руб. ). Его филиальная сеть охватывает 50 городов России. Контрольный пакет гораздо более скромного банка «Петровский», купленного в прошлом году МДМ-банком, аналитики тогда оценивали в $50 млн. Конверсбанк, тоже отстающий от Автобанка по всем основным показателям, международные консультанты год назад оценили в $60 млн. А стоимость самого МДМ-банка, занимающего 12-е место в России по капиталу и активам, была тогда определена в $300 млн.
Аналитики, однако, не считают, что Автобанк достался «НИКойлу» слишком дешево. Эксперт ИЦ «Рейтинг «, просивший не называть его имени, считает, что $15 млн — это даже слишком много. «Выгода от этой сделки с экономической точки зрения представляется весьма сомнительной, учитывая наличие у Автобанка некоторых проблемных активов», — говорит он. В свою очередь, замгендиректора РА «Интерфакс» Михаил Матовников считает, что $15 млн за Автобанк — не слишком много и не слишком мало. По его словам, за вычетом кредитов Автобанка ГАЗу (который принадлежит акционерам «Сибала») и «НОСТА» собственный капитал банка составит примерно $41 млн. «С учетом других проблемных активов банка цена в $15 млн выглядит разумной», — считает он.
В самом Автобанке официально отказываются обсуждать продажу банка «НИКойлу», но один из менеджеров банка подтвердил, что эта сделка — по сути свершившийся факт (цифру в $15 он не смог прокомментировать). А в пресс-службе «НИКойла» уверяют, что пока речь идет не о покупке Автобанка, а о подписанном с ним консалтинговом соглашении, по которому две финансовые структуры будут «развивать технологии реализации инвестиционно-банковских продуктов «НИКойла» через общую сбытовую сеть». Впрочем, вчера глава «НИКойла» Николай Цветков провел как минимум шесть часов в Автобанке. Вряд ли предметом обсуждения были эти самые «технологии реализации продуктов».
Своих собственников группа «НИКойл» не раскрывает, но считается, что это ее менеджеры и некоторые акционеры «ЛУКОЙЛа». Главная управляющая компания корпорации «НИКойл» — банк ИБГ «НИКойл», специализирующийся на инвестиционно-банковском бизнесе и занимающий 39-е место по активам (9,5 млрд руб. ) и 45-е по капиталу (1,5 млрд руб. ). Капитал группы, по данным ее пресс-службы, составляет более $800 млн. «НИКойл» — активный игрок на рынке ценных бумаг. У его паевых инвестиционных фондов около 80 000 пайщиков.