Skip to content

Арматуру для строительства «Трансвааля» поставляли «Северсталь» и КМК через трейдера «Метком-ЕА».

6 мин.

Опубликованно: 16 февраля 2004

Промышленные новости, Руда

По предварительным данным, около 70% посетителей «Трансвааль-парка», находившихся в нем 14 февраля, приобрели страховку компании «Пари» от несчастного случая со страховой суммой в 60 тыс. руб., сообщила АСН глава службы информации, PR и рекламы «Пари» Надежда Яковлева. В этот день около 19:20 в аквапарке обрушилась крыша. В результате, по предварительным оценкам, более 30 человек погибли и более сотни пострадали. Всего, по данным администрации аквапарка, в момент обрушения крыши в аквапарке находилось 426 человек.

По словам Надежды Яковлевой, к вечеру 15 февраля по «горячей линии» в «Пари» уже обратилась мать двоих детей, которые в момент катастрофы находились в аквапарке. Надежда Яковлева также сообщила, что в «Пари» застрахована ответственность «Трансвааль-парка» перед третьими лицами за вред, который может быть причинен по вине сотрудников аквапарка. Лимит ответственности по этому договору — 1.5 млн руб. по каждому страховому случаю, сообщает Агентство страховых новостей.

Сергей Киселев, главный архитектор и хозяин фирмы «Сергей Киселев и партнеры», допрошен и временно лишен лицензии, сообщает «Коммерсант Ъ».

«Сергей Киселев и партнеры» – одна из самых преуспевающих архитектурных фирм Москвы. В ее активе – строительство множества зданий и комплексов (более 100), в том числе – для президента РФ, для ряда зарубежных компаний (DaimlerChrysler, Credit Swiss, Subaru), это высший уровень современной московской архитектуры. Сергей Киселев – лауреат всех возможных архитектурных премий России. Но дело даже не в высоком архитектурном качестве его работ. Главная особенность фирмы Киселева – юридическая безупречность проектов. Господин Киселев – великий мастер всех возможных согласований и разрешений на строительство, и можно не сомневаться, что и в данном случае у него есть все необходимые 200 необходимых разрешительных подписей.

Правда, некоторая странность ситуации заключается в том, что специальной конструктивной экспертизы среди этих 200 согласований в Москве не производится. Конструктивный анализ проекта выполняется в рамках общей экспертной оценки, которую осуществляет Мосгорэкспертиза, а затем передает результаты своей работы в ИГАСН (инспекцию государственного инженерно-строительного надзора). Но в данном случае отсутствие специального чиновника по конструкциям даже кстати. Поскольку московская согласовательная система чудовищно коррумпирована, вполне могло бы выясниться, что проект согласован за взятку, и тогда мы бы получили показательный процесс о коррупции, приведшей к смерти людей. Сейчас же это затруднительно именно потому, что выявить конкретного взяточника трудно.

Любой человек, знающий систему московских согласований, не может сомневаться, что и в данном случае коррупция имела место, но к катастрофе привела не она. Специфика московской экспертной коррупции заключается в том, что за взятки чиновники делают не то, что не должны, а то, что должны. Их невозможно уговорить ни за какие деньги пропустить какой-либо опасный проект, потому что они получают достаточно денег за проекты безопасные.

Именно такова ситуация с «Трансвааль-парком». Перекрытие аквапарка отнюдь не отличается какой-либо конструктивной смелостью и рискованностью. Это вспарушенный железобетонный свод с остеклением боковых пазух – точно так же перекрыт, скажем, Черемушкинский или Даниловский рынок в Москве. Типовое решение, и именно поэтому никаких сторонних конструкторов не привлекали. Такие конструкции полностью доказали свою надежность, поэтому нет никаких оснований ожидать, что будут выявлены нарушения безопасности здания именно на проектном уровне.

Следующими виновными в глазах следствия могут оказаться строители и, соответственно, заказчики здания. Московские заказчики действительно обожают экономить на рабочей силе, привлекая для строительства бригады узбеков и молдаван, и на качестве строительных материалов. Однако в данном случае строительство осуществляли турки (фирма Kocak Insaat, Госстрой успел отозвать и ее лицензию тоже), а это элита московского строительного рынка. Ожидать здесь типичной для Москвы неграмотности строителей и неспособности понять рабочие чертежи не приходится.

Что касается бетона, то это самая типовая причина обрушения железобетонных конструкций. Бетон – как бензин, его можно разбавлять, и тогда его получается больше, но марка (соответственно – прочностные характеристики) становится ниже. Из-за низкого качества бетона пришлось разбирать метромост в Москве. Экспертиза бетона «Трансвааль-парка» будет произведена в самое ближайшее время, Госстрой РФ уже начал работать, но вряд ли следствие обнаружит существенные нарушения. Люди не идиоты: одно дело пересортица бетона в быках моста – это значит, что он прослужит на 20 лет меньше запланированного срока, другое дело – в большепролетном куполе, который в этом случае может рухнуть мгновенно.
Да, мы строили такие железобетонные купола, но над рынками и цирками, а не над аквапарками. Бетон сосет воду, мокрый бетон трескается от перепада температур. Металл подвергается быстрой коррозии от хлора (хотя все же не настолько быстрой). Чтобы этого не произошло, в здании должна быть предусмотрена серьезная пароизоляция и вентиляция. Тут начинаются проблемы.
Почти наверняка в результате следствия окажется, что нарушены условия эксплуатации комплекса. Юридически все окажутся чистыми. За гибель 25 человек ответит человек, подрядившийся следить за вентилятором.

«Трансвааль-парк» строила турецкая строительная компания Kocak Yatirim Insaat Sanai Turizm Nakliyat ve Ticaret A.S (сокращенное название – Kocak Insaat, создана в 1981 году турецким предпринимателем Исмаилом Кочаком). Строительство велось по заказу бывшего владельца парка ЗАО «Европейские технологии и сервис» (ЕТС), авторский надзор осуществлял проектировщик ООО «Сергей Киселев и партнеры». Аквапарк сдан в эксплуатацию в сентябре 2003 года, торжественная сдача была приурочена к празднованию Дня города. Строительство аквапарка обошлась ЕТС примерно в $40 млн. Финансировали проект также Сбербанк ($17,3 млн) и компания Kocak Insaat (около $16 млн).
Материалы для Kocak Insaat поставляли в основном российские компании. Арматура поставлялась Череповецким металлургическим комбинатом (АО «Северсталь») и Кузнецким металлургическим комбинатом через трейдерскую структуру «Метком-ЕА». Бетон турецким строителям отгружала компания «Кондоръ». Группа «Технониколь» поставляла кровельные и гидроизоляционные материалы.

По данным пресс-секретаря Госстроя РФ Михаила Борикова, Kocak Insaat построила в Москве здание Национального резервного банка на ул. Новая Басманная, гостиничный комплекс «Эридан-2», жилой дом по адресу Можайское шоссе, 36 и Калужский сельскохозяйственный центр. Эта же компания возвела в Ханты-Мансийске часть корпусов университета и студенческого городка, а также ледовый дворец, а в Самаре – торгово-развлекательный «Мегакомплекс на Московском».
Список объектов, которые турецкая компания возводит в данный момент, по словам господина Борикова, уточняется. Известно, что это объекты в Омске и Сургуте. А в Ханты-Мансийске компания возводит аквапарк тоже по проекту компании «Сергей Киселев и партнеры».

Сразу после возбуждения уголовного дела о катастрофе в «Трансвааль-парке» глава Госстроя Николай Кошман подписал распоряжение о приостановлении лицензий компаний, участвовавших в строительстве комплекса в Ясенево – российского представительства Kocak Insaat и ООО «Сергей Киселев и партнеры». По словам господин Борикова, также выдано предписание приостановить строительно-монтажные работы на всех объектах, которые возводит турецкая компания. Эти распоряжения будут действовать до момента окончательного выяснения причин происшествия.

По правилам страхования от несчастного случая, семьи пострадавших могут претендовать на выплату полной страховой суммы только в случае смерти застрахованного. Если застрахованный получил травму, ему выплачивается часть страховой суммы в зависимости от тяжести травмы. «Могу приблизительно сказать, что если клиент получил повреждения черепа, ему выплачивается порядка 50% от страховой суммы, примерно 30 тыс. рублей,– сказал Ъ Александр Кудряков.– Если же, к примеру, сломан палец, то выплаты составят порядка 3 тыс. рублей».

При этом, если будет установлено, что обрушение купола аквапарка произошло в результате теракта, выплаты осуществлены не будут. По словам главы страховщика, риск теракта не входил в перечень рисков по данным договорам. Компанией «Пари» была также застрахована ответственность «Трансвааль-парка» перед третьими лицами на сумму в 1,5 млн рублей на каждый страховой случай. Выплаты по этому договору страховщик произведет в том случае, если будет доказана вина работников аквапарка. Если же случившееся будет признано виной строителей, выплат по этому договору не будет, пишет «Коммерсант».

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...