Эпоха монопольной торговли российскими алмазами через единую сбытовую сеть транснациональной корпорации De Beers окончена. Утвержденный вчера наблюдательным советом «АЛРОСА» проект нового соглашения с De Beers впервые позволяет якутской компании продавать алмазы на свободном рынке.
Пункт о том, что «АЛРОСА» может продавать 5% алмазов от каждой партии, подготовленной для De Beers, чтобы отслеживать конъюнктуру мирового алмазного рынка, в соглашении уже не изменится. «Это позволит нам постепенно подготовиться к либерализации экспорта алмазов», — сказал «Ведомостям» вице-президент «АЛРОСА» Сергей Улин. По ныне действующему соглашению «тестовые» продажи могло делать только российское правительство через ГУП «Алмазювелирэкспорт».
«АЛРОСА», на долю которой приходится около 20% мировой добычи алмазов, уже в третий раз заключает торговое соглашение с De Beers. В первый раз это произошло в 1996 г. , а в 1998 г. соглашение продлили на три года, до конца этого месяца. «АЛРОСА» ежегодно продавала через сбытовую сеть De Beers алмазы на сумму не менее $550 млн при условии, что эта сумма не превышала 26% от ежегодного объема продаж транснациональной корпорации. Сейчас De Beers контролирует около 60% продаж алмазов на мировом рынке. Нынешняя сделка заключается на пять лет.
Впрочем, некоторые параметры сделки «АЛРОСА» и De Beers еще могут быть пересмотрены. Соглашение должно быть утверждено межведомственной комиссией по вопросам алмазно-бриллиантового комплекса под председательством вице-премьера Алексея Кудрина. Заседание комиссии назначено на 5 декабря. Оно едва ли будет бесконфликтным. Перед началом переговоров с De Beers комиссия рекомендовала «АЛРОСА» уменьшить объем продаж алмазов через De Beers, чтобы учесть интересы отечественных огранщиков. Но стороны договорились сохранить продажи на прежнем уровне.
По словам Улина, за последние два года российские гранильные предприятия выкупили только 70% от предложенных объемов алмазов. Да, в 2000 г. , когда спрос на украшения с бриллиантами резко вырос из-за миллениума, огранщики купили у «АЛРОСА» камни на $700 млн. Но в 2001 г. объем закупок упал до $550 млн. «На что нам опираться? — риторически вопрошает Улин. — На заявки российских производителей, которые на 2002 г. запросили алмазов на $1,1 млрд, при том что в связи с тяжелой ситуацией на рынке во всем мире задолженность гранильщиков перед поставщиками алмазов составила около $7 млрд, — или на твердые обязательства единственного крупного покупателя? » Первый вице-президент Российской ассоциации производителей бриллиантов Арарат Эвоян признает, что в этом году объем бриллиантового рынка снизился. «Но как можно делать долгосрочные прогнозы на пять лет, исходя из состояния продаж в 2001 г. ? » — спрашивает он. Этот вопрос руководителям «АЛРОСА» скорее всего зададут и на заседании межведомственной комиссии.
В ответ чиновники, вероятно, услышат об инвестиционных планах «АЛРОСА», осуществление которых позволит компании увеличить предложение на внутреннем рынке. По словам Улина, за пять лет «АЛРОСА» поставит De Beers алмазы на сумму около $4 млрд. Эти гарантированные поставки позволят компании расширить производство и через несколько лет добывать алмазы на $2 млрд в год против $1,6 млрд в нынешнем году.
Если комиссию удовлетворят эти аргументы, договор De Beers и «АЛРОСА» уже на следующей неделе отправят на согласование в Европейскую комиссию. В этом году De Beers создала совместное предприятие с LVMH по выпуску бриллиантовых украшений под торговой маркой De Beers, и теперь корпорация контролирует значительную часть европейского рынка ювелирных изделий — поэтому сделка и попала в сферу внимания европейских антимонопольных властей.