Авиалайнеры Airbus впервые будут оснащаться комплектующими российского производства. СП «Хамильтон Стандард-Наука», созданное американской Hamilton Sundstrand и НПО «Наука», станет эксклюзивным поставщиком теплообменников системы кондиционирования для самого большого пассажирского авиалайнера — А380, серийное производство которого должно начаться в 2006 г. Кроме того, Airbus ведет переговоры с «Русалом» о закупках крупных партий алюминия.
«Хамильтон Стандард-Наука» (ХСН) — совместное предприятие НПО «Наука» и американского производителя бортовых систем Hamilton Sundstrand, подразделения United Technologits Corporation (UTC). Компания специализируется на производстве теплообменников систем кондиционирования для гражданских самолетов. В 2002 г. объем продаж СП составил $4,39 млн, 80% приходится на экспортные поставки.
Вчера ХСН объявила о начале поставок комплектующих для новой модели аэробуса — А380, крупнейшего гражданского авиалайнера, серийное производство которого начнется в 2006 г. В 2001 г. Hamilton Sundstrand выиграла тендер на поставку ряда бортовых систем для нового аэробуса. Годом позже она передала заказ на разработку и изготовление теплообменника своему российскому СП.
Как говорит гендиректор ХСН Леонид Мазин, уже в этом году СП поставит 15 теплообменников на общую сумму $1 млн (в следующем году — еще на 1,5 млн). Пока это опытные образцы, предназначенные для завершения испытаний А-380. Однако с 2006 г. ХСН будет эксклюзивным поставщиком этих комплектующих для нового аэробуса.
По словам Мазина, сейчас один опытный образец теплообменника стоит около $70 000, но с выходом на серийное производство их стоимость сократится примерно втрое. Президент United Technologies International Operations в Москве Ричард Броуди сказал «Ведомостям», что Airbus уже заключил контракты на поставку более 100 А-380 (примерно такую цифру подтверждают в Airbus) , и на каждый из самолетов будет поставлено шесть таких агрегатов московской сборки. Исходя из этих цифр можно посчитать, что ХСН вправе рассчитывать на заказы на сумму не менее $14 млн.
Как признает Леонид Мазин, производство в России этого агрегата значительно снижает его стоимость: оно обойдется дешевле, чем в какой-либо другой европейской стране. ХСН уже поставляет теплообменники для Boeing-747 и -777, российских Ту-204, Ту-154М, Ил-96. Однако, по словам Мазина, это первый случай, когда российское предприятие получает заказ одновременно на проектирование и на последующий выпуск важного узла для западного самолета.
Пресс-менеджер московского представительства Airbus Александр Бочаров подтверждает, что сотрудничество с ХСН — это первый опыт поставки российских высокотехнологичных комплектующих для бортового оборудования самолетов Airbus. Он говорит, что прежде российские компании занимались только поставкой полуфабрикатов (например, металл с ВСМПО) и небольших готовых деталей.
В то время как российские производители осваивают новый для себя рынок, Airbus расширяет свое представительство в России. Вчера был открыт инженерный центр Airbus — ECAR, созданный совместно с группой «Каскол». И вчера же исполнительный директор Airbus Густав Хумберт заявил о намерениях уже в августе-сентябре подписать контракт с «Русалом» на закупку алюминия в объеме до 30% от годовой потребности концерна. Он не сказал, о каких объемах идет речь, добавив, что условия контракта (в частности, цена) остаются предметом переговоров.