Частный сектор вновь стал крупным экспортером капитала. За лето, по оценке Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП) , из России вывезли на $6,4 млрд больше, чем ввезли. Экономика пресытилась короткими деньгами: процентные ставки достигли дна, сделав неинтересными вложения в рублевые бумаги. В результате поток капиталов развернулся в привычную сторону.
Традиционно частный сектор российской экономики выступает экспортером капитала. Однако чистый вывоз постепенно сокращается. Согласно данным платежного баланса, в I квартале 2003 г. компании, банки и население ввезли в страну на $200 млн больше, чем вывезли (год назад, наоборот, экспорт денег на $3 млрд превзошел импорт). Второй квартал, по предварительной оценке ЦБ, вообще стал рекордным за всю российскую историю: частный сектор привлек на $2,5 млрд больше, чем вывез (год назад — только на $1 млрд).
Во втором полугодии экспорт капитала из России традиционно усиливается, но в этом году он вырос особенно резко.
На днях ЦБ опубликует предварительную оценку платежного баланса за III квартал. Экономисты ЦМАКП полагают, что вывоз капитала с середины лета резко усилился. По расчетам Олега Солнцева, рекордного объема импорт капитала достиг в мае ($2,8 млрд). А уже в июне, отмечает он, «потоки капитала развернулись из-за неспособности экономики усвоить резко усилившийся с начала года приток заемных ресурсов из-за рубежа». В июне, по оценке экономиста, частный сектор вновь стал экспортером капитала, вывезя $1,8 млрд. В июле вывезли столько же, а в августе — $2,8 млрд. «Это приблизительная оценка, основанная на данных торгового баланса, погашении госдолга и динамики резервов ЦБ», — объясняет Солнцев.
Поступления валюты от внешней торговли в августе — сентябре росли (в августе торговое сальдо составило $5,2 млрд, что на $0,8 млрд больше, чем во II квартале). Но спрос на валюту, говорит Солнцев, рос гораздо быстрее. Если во II квартале частный сектор привлекал в среднем $0,8 млрд в месяц, то в июле — августе он вывозил в среднем $2,3 млрд. Разворот капиталов Солнцев объясняет тем, что к середине июня процентные ставки по рублевым инструментам с фиксированным доходом достигли дна (их доходность стала отрицательной еще в 2002 г. ). «Спекулятивная доходность была извлечена, и пошел мощный откат», — говорит он. Иностранные активы банков в июне — июле росли примерно на $1,8 млрд в месяц (во II квартале сокращались в среднем на $0,4 млрд в месяц).
Население, которое во II квартале продавало доллары, дешевеющие в номинальном отношении к рублю (по $0,1 в месяц) , тоже вернулось к привычной покупке валюты (в июле приобретено $0,5 млрд). «Как только номинальный курс доллара перестал падать, население сразу вернулось к привычной скупке долларов», — cоглашается экономист Объединенной финансовой группы Владислав Орешкин, бывший замначальника управления платежного баланса ЦБ.
Вывоз капитала частным сектором в III квартале составит $3,5 — 4,5 млрд, прогнозирует Оксана Дынникова из Экономической экспертной группы. Она исходит из предположения, что отток капитала стабильно составляет примерно 8% ВВП ($10 млрд в III квартале), а приток несколько снизится. Комментарии в ЦБ вчера получить не удалось.
Разница между доходностью долгосрочных валютных и рублевых гособлигаций упала с 2% годовых в марте до 0,5% в июне, отмечает Орешкин из ОФГ. Падала и доходность корпоративных рублевых облигаций. «Вложения в рублевые инструменты стали бессмысленными», — констатирует Сергей Пухов из Центра развития. «Рынок был мертв и совершенно неинтересен», — добавляет Николай Кащеев из департамента исследования долговых рынков банка «Траст».
В то же время доходность американских казначейских бумаг стала расти (у 10-летних облигаций — с 3,1% в середине июня до 4,6% к началу сентября), отмечает Орешкин, и иностранные инструменты с фиксированным доходом вновь стали привлекательны для инвесторов.
Отток частного капитала останется высоким до конца года, прогнозирует Солнцев из ЦМАКП, ведь рублевые ставки по-прежнему низки. Оптимистичнее взгляд Кащеева: «После коррекции на валютном рынке рублевые инструменты начинают восстанавливать привлекательность, поэтому отток капитала должен вновь замедлиться».