Skip to content

Исключения из правил: Металлурги и угольщики получат скидку с тарифа МПС.

Правил без исключений не бывает. Эту истину в очередной раз подтвердило Министерство путей сообщения. Вчера вступил в силу новый тарифный прейскурант на железнодорожные перевозки грузов, определяющий правила игры на этом рынке. Но, как выяснилось, за день до этого глава МПС Геннадий Фадеев подписал распоряжение, по которому некоторые промышленные предприятия, в частности крупные меткомбинаты, по сути, получат право на исключительные тарифы.

Вчера МПС ввело в действие обновленный прейскурант тарифов на грузовые перевозки (так называемый «прейскурант 10-01»). А буквально накануне, 27 августа, как рассказал руководитель департамента грузовой и коммерческой работы МПС Юрий Косов, министр Геннадий Фадеев подписал распоряжение N 756-p «Об утверждении направлений перевозок в универсальных вагонах общего парка в маршрутах установленного веса и длины».

Этот документ выделяет 56 маршрутов перевозок, на которых перевозки идут в одностороннем направлении (например, руда на меткомбинат или металл до порта) , а обратный грузопоток отсутствует и вагоны приходится перегонять порожними. «Порожний пробег — это большая проблема грузовладельцев, у которых есть вагоны в собственности или аренде, — объясняет гендиректор «СУАЛ-Транспорта» Борис Чертков. — МПС требует оплачивать порожний пробег, тариф за него составляет примерно 40% от тарифа за перевозку вагона с грузом. Итого в теории везти груз (например, глинозем из Коми на Урал) в собственном вагоне нам должно быть на 14% дешевле, чем в парке МПС. А на практике — с учетом оплаты порожнего пробега и прочих сборов — получается на 35 — 40% дороже. Мы ставим эту проблему перед МПС, но решить пока не можем».

С 27 августа некоторым компаниям удалось решить проблему, о которой говорит Чертков.

В списке 56 маршрутов МПС, подпадающих под возможность установления исключительных (по сути, пониженных) тарифов, оказалось шесть маршрутов, на которых преобладают перевозки «Северстали» (в частности, доставка воркутинских углей и экспорт металла через порт Санкт-Петербург) , девять маршрутов Магнитогорского меткомбината (в том числе поставки металла во все порты Азовского и Черного морей) , семь маршрутов СУЭК (поставки угля на энергостанции Восточной Сибири) , 11 маршрутов кемеровских угольщиков (в том числе «Кузбассразрезугля» и «Кузбассугля») и т. д. Грузовладельцы, перевозящие по этим маршрутам грузы в собственных и арендованных вагонах, будут избавлены от платы за порожний пробег.

«Вообще-то таких закольцованных маршрутов, по которым идут массовые перевозки, а обратно 100%-ный порожний пробег, было около 140. Перевозки по ним шли по льготным условиям, которые раньше утверждал Николай Емельянович Аксененко, а потом — ФЭК вместе с комиссией по тарифному регулированию во главе с вице-премьером Виктором Христенко», — говорит замдиректора ассоциации «Металлургтранс» Игорь Чепланов. Он недоумевает, почему из 140 маршрутов МПС отобрало в качестве «льготных» именно эти 56.

Начальник управления регулирования железнодорожного транспорта ФЭК Павел Иванкин не видит в этом противоречия. «Закольцованные маршруты выделялись для того, чтобы привлечь инвестиции грузовладельцев в собственный подвижной состав. Здесь цель другая — развивать конкуренцию. Выделены те маршруты, где обратной загрузки нет ни для МПС, ни для частника. А значит, необоснованно брать с частного перевозчика весь тариф за порожний пробег. Очевидно, что к этому тарифу будет применяться определенный понижающий коэффициент. Тарификация каждого конкретного маршрута будет определяться отдельно — на рассмотрениях ФЭК и комиссии Христенко», — резюмирует Иванкин.

А вот гендиректор Ассоциации экспедиторов России Сергей Лопарев называет распоряжение Фадеева очередным «придумыванием скидок». «Лучше и прозрачнее было бы все кольцевые маршруты тарифицировать со скидкой, а плату за порожний пробег вагонов вообще отменить. А так получается, что все отдается на откуп чиновников и переводится в плоскость «пролоббировал — не пролоббировал», — говорит Лопарев.

В тех компаниях, которым распоряжение МПС дает право на исключительный тариф, напротив, хвалят идею чиновников.

«Никто ничего не лоббировал. Решить проблему порожнего пробега вагонов для частного перевозчика — это экономически оправданное решение МПС. Оно создаст равные условия конкуренции и в итоге пойдет на благо отрасли», — говорит сотрудник «Северстальтранса».

Начальник транспортного управления СУЭК Евгений Подалинский тоже считает справедливой отмену платы за порожний пробег вагонов. «Впрочем, перечень маршрутов, по-моему, не окончательный, — говорит Подалинский. — Уверен, что он будет серьезно доработан».

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...