Центробанк удивил экспортеров своим либерализмом. Вчера совет директоров ЦБ решил, что экспортеры должны продавать всего 25% своей валютной выручки. Регулятор воспользовался новой редакцией закона и установил норму ниже предусмотренного максимума. Эксперты полагают, что таким образом Центробанк решил продемонстрировать, что ориентируется на состояние рынка, а не на формальности.
Когда в 1992 г. впервые был принят закон «О валютном регулировании и валютном контроле», норматив продажи валютной выручки был установлен на уровне 50%. То есть экспортер был обязан репатриировать всю свою валютную выручку и половину продать в России. После кризиса 1998 г. норматив подняли до 75% , но в августе 2001 г. вернули к исходному значению. Исключения существуют для отдельных операций — например, при использовании части валютной выручки в качестве обеспечения кредита сумма подлежащей возвращению валюты уменьшается на размер залога. 7 июля президент Владимир Путин подписал поправки в закон, согласно которым норма обязательной продажи валюты уменьшается с 50% до не более чем 30%. Конкретное значение норматива по закону должен определять ЦБ.
Осенью в Госдуме должно состояться второе чтение нового законопроекта, подготовленного правительством и ЦБ, об отмене обязательной продажи валютной выручки с 2007 г.
До понедельника действовал закон, который четко указывал, каков должен быть норматив продажи валютной выручки. Но редакция, подписанная президентом, устанавливает лишь максимальный процент валюты, которую экспортер должен перевести в рубли, — 30%. И вчера совет директоров ЦБ решил, что эта норма может быть и ниже — всего 25%.
«Мы исходили из экономических соображений: установленный нами норматив примерно соответствует объему критического импорта — уровня ввоза товаров и услуг, которые мы не можем заместить внутренним производством», — пояснил «Ведомостям» первый зампред ЦБ Олег Вьюгин. В дальнейшем, добавил он, при стабильной макроэкономической ситуации и сбалансированном внутреннем валютном рынке экспортеры могут получить право продавать «всего 10% или даже 5%» от ввозимой валюты. «Однако если мы увидим, что рынок становится не очень устойчивым и фактор обязательной продажи выручки влияет на его состояние, то мы поднимем планку до 30% «, — сказал Вьюгин.
«С экономической точки зрения уровень обязательной продажи валюты — 30%, 25% или 5% — не имеет большого значения, — отмечает замруководителя комитета РСПП по бюджету и налогам, финансовый директор компании «Союзгидроспецстрой» Станислав Воскресенский. — Большинство компаний продают намного больше этого — например, у нас этот показатель доходит почти до 100% , поскольку основную часть расходов мы несем внутри страны в рублях». По оценке Вьюгина, в среднем уровень продажи экспортной выручки сейчас превышает 60%. В первом полугодии 2003 г. валовая покупка валюты ЦБ (с учетом выкупа валютных займов) составила $22 — 23 млрд.
«Это, безусловно, позитивный сигнал со стороны ЦБ, когда, имея возможность установить 30% -ный норматив продажи валюты, он принимает решение сделать 25% , — считает управляющий директор АО «Волга» (крупнейший в России производитель и экспортер газетной бумаги) Александр Буевич. — Разницу между обязательным объемом продажи и необходимым компании смогут реализовывать с большей выгодой, по удобному для них курсу». С ним согласен и пресс-секретарь холдинга «Новое содружество» (экспортер комбайнов и лакокрасочных материалов) Александр Савостьянов. «По закону обязательная для продажи доля выручки реализуется в течение семи дней либо экспортером, либо по истечении этого срока самим банком, — говорит он. — У нас производственный цикл занимает около 30 дней, и чем большим объемом валютной выручки мы сможем распоряжаться в течение всего этого срока, тем для нас удобнее».
По мнению начальника конъюнктурно-аналитического управления Росбанка Валерия Петрова, своим решением ЦБ продемонстрировал, что «намерен идти не по пути принятия формальных административных решений, а проводить расчеты, исходя из объективных экономических предпосылок».
Правда, не все участники рынка оценили инициативу ЦБ положительно. «Для экспортоориентированных банков сокращение норматива обязательной продажи означает сокращение гарантированного дохода», — считает зампред правления российского отделения одного из крупных зарубежных банков.