Российский автогигант собирается до конца года найти инвесторов, которые возьмут на себя решение вопросов стратегического развития предприятия. Новые проекты будут вестись в рамках СП, по типу «GM-АвтоВАЗ»
Руководство «АвтоВАЗа» заявило в марте о намерении создать ЗАО «Автомобильный индустриальный парк», которое займется выпуском компонентов для новых моделей автозавода. Как сообщил RBC daily собеседник, близкий к руководству завода, туда войдут западные компании-производители комплектующих, сотрудничающие с глобальными автоконцернами. Это станет первым шагом по поиску крупного западного инвестора – председатель совета директоров Владимир Каданников заявил в феврале, что до конца года «АвтоВАЗ» найдет стратегического партнера. Первым кандидатом выступает компания General Motors, с которой у завода давние связи. Однако, как сообщил собеседник RBC daily, предприятие не ориентируется только на одного инвестора. Новые проекты будут реализованы с любыми серьезными игроками – на новой площадке «АвтоВАЗ» готов работать сразу с несколькими компаниями. Иностранцы нужны г-ну Каданникову, чтобы вместо устаревающих «девяток» и «десяток» наладить производство современных комплектующих и новых моделей.
Сейчас «АвтоВАЗ» работает с 650 предприятиями-смежниками, которые поставляют разнообразные детали для сборки машин на конвейере. При этом только 140 из них расположены в Самарской области, остальные работают в других регионах. Кроме того, часть комплектующих производится непосредственно на заводе: там штампуются кузовные панели и изготавливаются пластиковые детали. «Часть этих процессов разумно вывести за пределы сборочного конвейера. За рубежом предприятия фактически только собирают автомобиль из поставляемых на конвейер узлов и деталей. Поэтому это правильно, что новое производство комплектующих будет выделено в отдельную компанию», — сказала RBC daily Елена Сахнова, аналитик по транспорту и машиностроению ИК ОФГ. На предприятии считают, что создаваемая площадка, рассчитанная в первую очередь на новую модель «Калина», позволит избежать расходов на транспортировку деталей, необходимых для ее сборки. Не надо тратиться и на хранение комплектующих – деталей будут производить ровно столько, сколько требуется конвейеру по соседству.
Впрочем, одной «Калиной» дело явно не ограничится. «Автомобильный индустриальный парк» планирует собирать моторы для ВАЗа, а также комплектующие для других автозаводов. Руководство завода хочет, сообщили корреспонденту RBC daily, чтобы производство комплектующих наладили иностранные компании, выпускающие детали, которые идут на сборку иномарок (правда, никто не прогонит и российских инвесторов). Таким образом, «АвтоВАЗ» убьет одним выстрелом сразу двух зайцев. Во-первых, получит первоклассные детали для своих автомобилей – не секрет, что в низком качестве тольяттинских малолитражек повинны не в последнюю очередь и предприятия-смежники, поставляющие некачественные узлы. Во-вторых, завод пристроит часть своих работников – сегодня штаты «АвтоВАЗа» не работают в полную силу. Попутно предприятие исполнит давнее желание главы Минпромнауки Ильи Клебанова, который мечтает об инвестициях в действующие предприятия отрасли. До сих иностранцы его обманывали: получали льготы и налаживали сборку своих машин в Калининграде, Всеволожске, Таганроге и Москве. Исключением является только проект «GM-АвтоВАЗ», который опять-таки запустили в Тольятти.
Как рассказали RBC daily, «Автомобильный индустриальный парк» будет действовать по калининградской технологии. Любой серьезный производитель комплектующих сможет работать на территории «АвтоВАЗа»: завод даст ему корпус и работников, а от инвестора потребуются инвестиции в оборудование и ноу-хау. Единственное отличие проекта в Тольятти от схемы работы в Калининграде – инвесторы не получат никаких таможенных или налоговых льгот. Вместо них им гарантируют использование деталей на конвейере. На предприятии полагают, что от такого предложения не откажутся и компании, которые собираются выпускать детали для иномарок российской сборки в настоящем и будущем. Владимир Каданников согласен дать иностранным фирмам место для организации производства деталей «с нуля» и квалифицированных рабочих, готовых учиться новым навыкам. От такого предложения, действительно, будет сложно отказаться. В мире не так много производителей комплектующих, и все они уже убедились, что перестроить работу действующих российских заводов невозможно – низкая трудовая дисциплина оборачивается невысоким качеством продукции. Поэтому вместо того, чтобы перестраивать какое-то предприятие, они скорее построят новое. Неслучайно для сборки своих моделей в России Ford Motor Company соорудила отдельный завод и наняла для него работников, никогда прежде машин не собиравших. По тем же причинам сборку новой «Нивы» General Motors наладил на собственной площадке, а на конвейер поставил только лучших сотрудников «АвтоВАЗа», которых переучивали работать «по-западному».
Стратегическая выгода «АвтоВАЗа» состоит в том, что, разворачивая на своей территории производство комплектующих и налаживая контакты с иностранными фирмами-производителями, он фактически разрешает проблему собственного развития в будущем. Дело в том, что после запуска в серию модели «Калина» (это произойдет в конце 2004 г.) завод должен будет решить, как ему развиваться дальше. Других перспективных разработок, готовых к внедрению в ближайшие годы, у «АвтоВАЗа» нет. Значит, главный конвейер будет штамповать, помимо «Калины», устаревающие с каждым днем «десятки» и «девятки». Новые же модели реально делать только в кооперации с иностранными концернами. Скорее всего, такое производство и будет организовано по следующей схеме: завод предоставит территорию и договорится с «Автомобильным индустриальным парком» о выпуске необходимых комплектующих (его участники будут только рады новым заказам), а инвесторам останется передать техническую документацию и организовать сборку. Если к тому времени производители комплектующих наладят в Тольятти выпуск большинства узлов, себестоимость вазовских «иномарок» будет заметно ниже импортируемых машин.
Как только «Автомобильный индустриальный парк» обрастет сетью разных производств, дни нынешнего «АвтоВАЗа» будут сочтены. На его базе вырастет множество новых предприятий, производящих комплектующие, а затем начнется выпуск иномарок. Тем временем главный конвейер будет тихо умирать, постепенно сворачивая выпуск устаревающих моделей. В конце концов их производство передадут в Ижевск, где уже собирают снятые с конвейера вазовские модели или продадут в такие страны, как Казахстан, где недавно с большой помпой отмечали старт выпуска старой «Нивы».
Отдел компаний