Вчера председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер обсудил эту идею с Маттиасом Мичерлихом, главой правления немецкой компании Ferrostaal AG — партнера монополии по архангельскому проекту. Впрочем, никаких обещаний на сей счет немцы пока не дают.
Ferrostaal — дочернее предприятие одного из крупнейших машиностроительных концернов Европы MAN AG. Годовой оборот Ferrostaal — 2,85 млрд евро. На российском рынке компания выступает как поставщик оборудования и генподрядчик по строительству крупных объектов. Мировое производство метанола (метилового спирта) составляет сейчас около 32 млн т в год. Он применяется в производстве формальдегида, синтетического каучука, уксусной кислоты, органического стекла.
Проекту строительства в Архангельске завода по производству жидкого метанола уже десять лет. В 1993 г. для строительства этого завода было создано предприятие «Метапром», учредителями которого выступили «Газпром» (60% ), немецкая Ferrostaal (37% ) и Архангельский морской торговый порт (АМТП, 3% ).
На строительство завода мощностью 900 000 т метанола в год компании планировали потратить около $300 — 400 млн. Вся продукция должна была идти на экспорт. Ferrostaal взяла на себя обязательства по привлечению банковских кредитов.
Однако эти планы реализовать так и не удалось. Дело в том, что «Газпром» и администрация Архангельской области еще в 1992 г. взялись строить газопровод Нюксеницы — Архангельск длиной 610 км, по которому газ должен был поступать на переработку на завод. На строительство трубы необходимо было потратить еще около $400 млн.
Но к 1995 г. архангельские власти, взявшиеся финансировать две трети строительства трубопровода, выяснили, что не в состоянии привлечь необходимые средства.
Стройка трубопровода была заморожена, а Ferrostaal попала в довольно щекотливое положение. Банки, с которыми немцы вели переговоры о кредитах, справлялись первым делом о том, кто будет поставлять сырье для завода и как идет строительство трубопровода. Да и строить завод без гарантий поставок газа смысла не имело.
Как пояснил «Ведомостям» один из сотрудников «Газпрома», теперь монополист предложил немцам компромисс: если им нужен завод, пусть поучаствуют и в строительстве трубы. «Чтобы окончить строительство газопровода, нужно более $350 млн, — говорит он. — Может быть, имеет смысл приобщить к его финансированию немцев, тогда дело пойдет быстрее. В противном случае мы вряд ли сможем реанимировать проект».
Но компания Ferrostaal к этому, похоже, пока не готова. Как рассказал «Ведомостям» представитель Ferrostaal, вчерашняя встреча Маттиаса Мичерлиха с Алексеем Миллером носила «ознакомительный характер» и никаких судьбоносных решений на ней принято не было.
По словам гендиректора «Метапрома» Евгения Лаптева, если привлекать кредиты еще и на строительство газопровода, то проект автоматически подорожает вдвое и потеряет смысл. В этом случае себестоимость производства метанола на заводе вырастет с $80 до $160 за тонну. Это примерно соответствует нынешнему уровню мировых цен на метанол. «Соглашаться на это [привлечение кредитов] имеет смысл только в том случае, если проектная мощность самого завода будет удвоена», — считает Лаптев.
Аналитик банка «Зенит» Сергей Суверов говорит, что успешно воплотившимся в жизнь проектом «Газпрома» с участием иностранного инвестора можно считать только строительство газопровода «Голубой поток» с итальянской ENI.