Ни для кого не секрет, что значительную часть своих зарплат наши граждане до сих пор получают черным налом. Соответственно, с этих доходов не платятся налоги, а отсюда, в частности, низкие размеры пенсий, а также зарплат врачей, учителей и прочих бюджетников, которым тоже ведь хочется жить по-человечески. В результате бюджетная система (там, где это возможно) давно перешла на самофинансирование – медицина и образование в первую очередь. Иначе говоря, отчисления на соцкультбыт с теневых доходов все равно производятся, но не через казну, а непосредственно конкретным лицам. Все бы хорошо, да есть несколько обстоятельств: во-первых, лица, обделенные неучтенными заработками, выходит, платят за социальные блага дважды; во-вторых, отрасли, в коих финансирование из рук в руки затруднительно (наука, например), потихонечку умирают; в-третьих, совсем уж проблематично самообеспечение пенсионеров, общее количество которых на порядок превышает потребности страны в сборщиках стеклотары и профессиональных нищих. Так что усилия правительства и законодателей по борьбе с нелегальными доходами надо бы приветствовать. Беда только, что ощутимых результатов эти усилия пока не приносят.
Ввели, к примеру, в 1998 году контроль за расходами населения. Кого-нибудь это смутило? К тому же, выявляя «нестыковки» между декларированными доходами и расходами граждан, налоговые органы не могут по своему усмотрению увеличивать сумму причитающихся налоговых платежей. Прошлым летом МНС разработало поправки в Налоговый кодекс, предоставляющие мытарям такое право: в случае принятия этих поправок гражданин будет вынужден либо платить, сколько скажут, либо отстаивать свою правоту в суде – про презумпцию невиновности забудьте. Идею ужесточения контроля за расходами поддерживал вплоть до последнего времени и Минфин – в отличие от Минэкономразвития, где считают подобный контроль делом вообще бесполезным и даже вредным. Однако недавно вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин тоже заявил, что «эти меры себя не оправдали» и злополучный контроль может быть отменен. Правда, если сие радостное событие и произойдет, то не сразу – сперва из сферы контроля может быть выведено приобретение недвижимости и ценных бумаг, а для других товаров, вероятно, будет поднят ценовой порог, начиная с которого информация о сделке в обязательном порядке направляется в налоговые органы. При этом никаких дополнительных полномочий, по словам Кудрина, налоговики не получат.
Как может наемный работник продекларировать в налоговой инспекции $12 тыс., если по ведомости его годовой заработок составил 12 тыс. рублей? Это значило бы подставить своего кормильца-работодателя, выплачивающего с сумм, начисляемых в фонд оплаты труда, единый социальный налог (ЕСН). Для ЕСН принята регрессивная шкала обложения с максимальной (базовой) ставкой 35,6%. Однако воспользоваться регрессией (т.е. снизить процент налоговых платежей) мудрено, учитывая, что средняя «белая» зарплата в России составила в 2002 году 4426 руб. в месяц, или 53112 руб. в год, тогда как нынешний порог регрессии – 100 тыс. руб. в год на отдельного работника (сверх этой суммы действует ставка 20%, от 300 тыс. – 10% и от 600 тыс. – 2%). До первого порога средняя зарплата, по данным Госкомстата, сильно не дотягивает даже с добавкой теневой составляющей (в конечном счете, чтобы в полной мере вкусить блага налоговой регрессии, необходимо резко повысить производительность труда). В реальности эффективная ставка ЕСН составляет сейчас 30-32% (по оценкам Минфина – 30,0%), что, мягко говоря, не стимулирует работодателей «отбеливать» зарплатные фонды.
Конечно, установление в 2001 году единой ставки подоходного налога вкупе с некоторым снижением ЕСН какое-то позитивное воздействие в плане выхода заработков из тени оказало, но довольно ограниченное. В последние два года темпы роста официальных зарплат стабильно опережали темпы роста расходов домашних хозяйств (что как раз характеризует процесс легализации доходов), однако в настоящее время эта тенденция практически сошла на нет.
Ранее мы уже говорили о том, что без существенного снижения ЕСН рассчитывать на действительную легализацию доходов просто неразумно. Тем не менее, правительство первоначально планировало в этом отношении лишь довольно скромную коррекцию налогового законодательства (тому, впрочем, есть понятные причины – сокращение соцналога обернется на первых порах значительным недобором средств в Пенсионный фонд). В то же время, в Минэкономразвития придерживались мнения, что делать надо и то и другое, причем базовую ставку снизить уже с 2004 года, а порог регрессии опустить до 50 тыс. рублей. Казалось, победила точка зрения финансистов. В подготовленной ведомством Грефа «Программе социально-экономической политики правительства РФ на среднесрочную перспективу» речь уже идет о тех же «двух сценариях снижения размера платежей по единому социальному налогу» и тех же сроках, что и в исходных предложениях Минфина, лишь с небольшой поправкой: верхняя граница начального диапазона регрессивной шкалы в первом сценарии определена все-таки в 50 тыс. рублей, зато во втором сценарии сокращение базовой ставки сделано «поэтапным» – на два процентных пункта в 2005 г. и по одному пункту в 2006-2008 гг. В Программе утверждается, что эффективная ставка ЕСН уменьшится в случае реализации первого сценария до 26,8% в 2005 г. и 23,1% в 2010 г., а при втором сценарии – соответственно до 28,8% и 25,1%. В начале февраля Минфин внес в правительство согласованный с Минэкономразвития документ под названием «О направлениях налоговой реформы и мерах по ее реализации в 2003-2005 годах», в котором по поводу соцналога говорилось только, что с 2005 года эффективная ставка будет снижена примерно на 5%, но каким образом – не раскрывалось (разработка конкретных решений откладывалась до следующего года). Однако на заседании кабинета 6 февраля Михаил Касьянов неожиданно для многих выступил за то, чтобы радикализовать и ускорить налоговую реформу, в том числе в части сокращения ЕСН. Новые предложения Минфин должен представить уже в середине февраля.
Насколько можно судить, теперь рассматривается вариант, при котором первый сценарий из упомянутой Программы станет реальностью с 2004 года, причем предполагается не только опустить до 50 тыс. рублей планку, выше которой начинается регрессия, но и пересмотреть ставки: базовая останется прежней, однако первая регрессивная ставка может быть снижена с 20% до 15% (правда, диапазон действия этой ставки, вероятно, будет расширен – не исключено, что следующая ставка в 10% вообще будет упразднена, а граница доступа к ставке в 2% отодвинута до 0,8-1,0 млн. рублей). В результате эффективная ставка составит приблизительно 25%. Это, конечно, все равно многовато, но на более радикальные меры бюджетных силенок не хватит.
Вопрос о том, с какого года вводить указанные новации, зависит от того, насколько падение на начальном этапе налоговых поступлений окажется возможным компенсировать, согласно предложению Касьянова, за счет средств финансового резерва. Однако создан этот резерв был для совершенно других целей – для безболезненного прохождения пика выплат по внешнему долгу, и если цены на нефть упадут, он растает в мгновение ока. Поэтому в законопроект об изменении ЕСН, который запланировано подготовить к 27 февраля, конкретные сроки впишут только в апреле, когда прояснится ситуация вокруг Ирака. В общем, перспективы легализации доходов россиян (как и перспективы налоговой реформы в целом) зависят теперь от Джорджа Буша.