Владимир Волков
Ведомости
30 января 2003
Высокие ставки импортных пошлин на сталь, введенные администрацией Джорджа Буша в марте прошлого года, по-разному сказались на положении американских компаний. И если металлурги смогли получить долгожданную прибыль, то потребители стали, напротив, подсчитывают убытки и грозят перенести производство за пределы США.
Новые импортные тарифы ослабили конкуренцию с иностранными сталелитейщиками и позволили крупнейшей американской металлургической компании US Steel восстановить рентабельность. Чистая прибыль компании в IV квартале 2002 г. составила $12 млн при убытках в $174 млн год назад. Выручка за этот период выросла на 34% до $1,9 млрд с прошлогодних $1,41 млрд. Благодаря высокому спросу на автозапчасти и оборудование объемы отгрузки стали выросли на 19% до 2,4 млн т. При этом средняя цена продажи увеличилась на $35 (9% ) до $431 за тонну. По итогам 2002 г. чистая прибыль US Steel составила $62 млн при выручке в $7,05 млрд. Предыдущий год компания закончила с убытком в $218 млн при выручке в $6,38 млрд.
Успехи US Steel хорошо иллюстрируют положение всей металлургической отрасли США. Прибыль большинства американских сталелитейных компаний в прошлом году выросла. Введение высоких импортных тарифов подтолкнуло процесс консолидации предприятий отрасли, которые активно избавляются от избыточных или неэффективных активов.
А вот американские потребители стали открыто высказывают свое недовольство. В понедельник стали известны результаты опроса руководителей 16 крупнейших производителей автомобильных комплектующих США, проведенного отраслевой ассоциацией The Motor & Equipment Manufacturers Association (MEMA). Большинство опрошенных менеджеров заявили, что из-за резкого роста цен на сталь их компании рассматривают возможность частичного закрытия предприятий, вывода производства за пределы США и увеличения закупок стали по импорту. По оценкам MEMA, после введения новых тарифов различные виды стальной продукции подорожали на 20 — 50%. «Сейчас непреднамеренные последствия [введения высоких] пошлин уничтожают рабочие места американцев в компаниях — потребителях стали», — констатирует конгрессмен от Мичигана Джо Кнолленберг.
Один из крупнейших американских производителей компонентов для двигателей — Metaldyne на этой неделе заявила, что в течение 3 — 4 лет хочет довести долю импортной стали в своем производстве до 30 — 40%. Сейчас эта доля не превышает 5%. Стратегия Metaldyne — часть общей тенденции. По предварительным данным американского Минторга, в прошлом году США импортировали 29,5 млн т. В 2001 г. эта цифра составила 27,3 млн т.
По словам представителя Американского института сталелитейной промышленности Нэнси Граватт, увеличение импорта во многом объясняется исключением многих видов стальной продукции из-под действия запретительных пошлин. В прошлом году этот черный список сократился на 727 наименований. «Это создало множество лазеек [для импортеров стали], — говорит Граватт. — Президент [Джордж Буш] должен продолжать реализацию программы [по защите стальной промышленности США]». Впрочем, американский Минторг недавно признал, что сейчас рассматривает заявки на исключение из перечня более 600 наименований стальной продукции, или 30% всего списка. Новый перечень должен быть утвержден в марте. (Использованы материалы WSJ, FT, DJ. )