Приближается переломный момент, когда массовое внедрение электромобилей станет неизбежным
На южной окраине Брюсселя, создается будущее у самого успешного автопроизводителя Германии – компании Volkswagen. Здесь построен необычный автомобильный завод, где нет выхлопных труб, трансмиссий, топливных баков, свечей зажигания, радиаторов или коллекторов для автомобилей. Однако можно увидеть большое количество аккумуляторных батарей, уложенных до самой крыши.
Тут производится первый электрический внедорожник элитного бренда Volkswagen Audi, e-tron, который может проехать 400 километров (почти 250 миль) за один цикл зарядки аккумулятора и зарядиться всего за полчаса. Тридцать шесть аккумуляторных модулей размером с обувную коробку, каждый из которых содержит дюжину литий-ионных элементов, упакованы в электрические аккумуляторные батареи длиной семь футов и размещены под полом этого внедорожника. У модели e-tron есть одна задача: доказать, что Volkswagen, который почти 82 года с момента своего основания исключительно полагался на двигатель внутреннего сгорания, может производить электромобили, которые люди захотят купить, и на которые будут ссылаться политики в поиске решений проблем климатического кризиса.
Успех данного начинания означает, что Volkswagen вскоре обгонит конкурентов, в том числе Tesla, по продажам электромобилей и отпарирует новым соперникам из Китая и США. Провал же может означать, что это начало конца компании с 665 000 сотрудниками и годовым доходом в 265 миллиардов долларов.
Немецкая группа Volkswagen, которой также принадлежат Porsche, Bugatti, Skoda, Lamborghini и SEAT в течение следующих пяти лет потратит 30 миллиардов евро (34 миллиарда долларов) на создание электрической или гибридной версии каждого транспортного средства в своей линейке, и к 2028 году планирует выпустить 70 новых электрических моделей. К концу 2030 года каждые 4 из 10 автомобилей, которые продаст Volkswagen, будут электрическими. Новая линейка моделей для массового рынка будет под названием «ID». Volkswagen также планирует использовать часть своих доходов от продажи автомобилей, работающих на топливе, для производства собственных аккумуляторов и создания сетей зарядки электромобилей.
В то время как Volkswagen заявил о своих амбициях по электромобилям для массового рынка, его элитные бренды также выходят в лидеры. Первый полностью электрический Porsche, Taycan, поступит в продажу в конце этого года. Между тем Audi планирует предложить 12 чисто электрических моделей к 2025 году. В этом году эта марка представила на Женевском автосалоне только электрифицированные автомобили, включая компактный внедорожник, который, как ожидается, поступит в производство к концу 2020 года. Успех этих ранних моделей класса люкс жизненно важен: Volkswagen производит более 10 миллионов автомобилей каждый год, но 65% своей прибыли он получает от продаж 2 миллионов автомобилей марок Audi и Porsche.
Volkswagen не одинок. Существование некоторых из самых легендарных автомобильных брендов в мире сейчас висит на волоске. Автопроизводители во всем мире пересматривают свои бизнес-модели в надежде приспособиться к новому настоящему, в котором электричество стремительно заменяет бензин и дизельное топливо. Заводы переоборудуются для производства электромобилей, а аккумуляторные батареи раскупаются со скоростью света. Высокая стоимость разработки электромобилей вынуждает компании искать себе новых партнеров. Необходимость соблюдать строгие стандарты выбросов в Китае и Европе привела к тому, что автопроизводители уделяют гораздо больше внимания политике, проводимой в Пекине или Брюсселе, а не тому, что их конкуренты строят в Детройте или Вольфсбурге (родном городе Volkswagen).
Уровень инвестиций Volkswagen и его конкурентов в производство электромобилей, а также ужесточение требований по CO2 выбросам в ряде стран говорят о том, что, пути назад нет.
До недавнего времени у Volkswagen никогда не было особых причин беспокоиться об электромобилях. Вместо этого компания вкладывала долларовые инвестиции в создание более экономичного и доступного дизельного двигателя, что помогло ей продать огромное количество автомобилей и обогнать японского конкурента Toyota. В 2018 году Volkswagen продал рекордные 10,8 миллиона автомобилей. Только 40 000 из них, или 0,4%, были электромобилями. Еще 60 000 из них были гибридами. Мировые продажи электромобилей также были анемичными. По данным консалтинговой компании LMC Automotive, 1,3 миллиона из 95 млн. автомобилей, проданных по всему миру в 2018 году, были с электрическими аккумуляторами.
Отсутствие интереса к электромобилям со стороны традиционных автопроизводителей открыло путь для первых кругов гонки, которую до сих пор выигрывала Tesla. По данным LMC Automotive, в 2018 году Tesla продала более 220 000 электромобилей, что примерно на 70 000 больше, чем у ее ближайшего конкурента, китайской государственной группы BAIC. Глобальный альянс Renault, Nissan и Mitsubishi Motors продал в прошлом году около 130 000 единиц электромобилей, а немецкие конкуренты Volkswagen — BMW и Daimler — 33 000 и 14 400 соответственно. В нижней части списка была Toyota, второй по величине производитель автомобилей в мире, который решил сосредоточиться на гибридных автомобилях и технологиях топливных элементов. В прошлом году им было продано только 1000 электромобилей, а в 2017 году — 0. По данным компании LMC, чьи данные не включают продажи в Южной Америке, Канаде и Мексике, или коммерческих фургонов, Volkswagen продала лишь 26 000 электромобилей.
Несмотря на то, что у электромобиля сложное прошлое, среди руководителей и аналитиков автопрома существует консенсус в отношении того, что приближается переломный момент, когда их массовое внедрение станет неизбежным из-за падения цен на аккумуляторы, давления со стороны правительственных регулирующих органов и щедрых государственных субсидий. «Все эти факторы вместе заставляют традиционную автоиндустрию начать относиться к электрификации серьезно — быстрее, чем мы ожидали ранее», — сказал Макс Уорбертон, аналитик исследовательской фирмы Bernstein.
Сможет ли Тесла сохранить лидерство в мировой гонке за электромобилем?
Согласно прогнозу LMC Automotive, огромный объем инвестиций, которые Volkswagen направит на реализацию своих планов, позволит ему к 2025 году продавать более 1,4 миллиона электромобилей в год — больше, чем любой другой производитель автомобилей, и в три раза больше, чем ожидается от продаж Tesla.
Альянс Renault, Nissan и Mitsubishi Motors будет на втором месте в 2025 году, продав почти 590 000 электромобилей. Китайская Geely, которой принадлежит Volvo, займет третье место. Тесла будет четвертой с объемом продаж в 413 000 транспортных средств, за которой последует Toyota. Daimler, Hyundai, General Motors и Ford в 2025 году, по прогнозам, продадут от 330 000 до 400 000 автомобилей.
Однако, пока у Теслы есть преимущество. В этом году компания планирует поставить от 360 000 до 400 000 автомобилей. Компания заявляет, что производство может увеличиться до 500 000 за 12 месяцев до 30 июня 2020 года, в зависимости от того, как быстро новый завод в Шанхае будет введен в эксплуатацию.
Выступая в марте на представлении модели Y, генеральный директор Tesla – г-н Маск сказал: «Наша цель с самого начала была попытаться добиться того, чтобы мировая автомобильная промышленность полностью перешла на выпуск электромобилей».
Кто бы ни вышел на первое место, похоже, что желание г-на Маска очень скоро исполнится.