Крупные энергокомпании и их промышленные потребители хотят заблокировать попытки властей Забайкалья создать особый тарифный режим. Он позволяет снизить цену электроэнергии для потребителей внутри региона за счет оптового энергорынка. Госдума уже приняла в первом чтении законопроект Минэнерго о запрете подобных действий, но власти Забайкалья хотят успеть до его принятия, объясняя свой подход высокой стоимостью электроэнергии в регионе. Участники энергорынка против: тогда выручка генкомпаний сократится на 5 млрд руб. в год, а платеж крупной промышленности Сибири вырастет на 5,5 млрд руб. в год.
Забайкальский край может успеть перейти с оптового энергорынка на более экономически выгодное для региона тарифное регулирование еще до принятия законопроекта Минэнерго, ограничивающего для регионов такую возможность. Подобного развития событий опасаются в «Совете производителей энергии» (СПЭ, объединяет крупнейшие генкомпании) и в «Сообществе потребителей энергии» — они направили письма в Госдуму (есть у “Ъ”) с просьбой не поддерживать такие инициативы региональных властей.
Сейчас особый тарифный режим действует в девяти субъектах РФ, большинство из них входят в Северо-Кавказский федеральный округ, например Чечня, Дагестан, Ингушетия, а также в Карелии — в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) и Республике Тыва и Бурятии — во второй ценовой зоне (Сибирь). В таких регионах электроэнергия крупным потребителям, кроме населения, продается не по ценам, формирующимся на оптовом энергорынке, а по тарифу, который ниже рыночного уровня.
Госдума сейчас рассматривает законопроект Минэнерго, запрещающий уход регионов с энергорынка на тариф: переход новых субъектов станет невозможен, а уже находящиеся на ручном регулировании цен регионы будут обязаны постепенно вернуться к оптовому энергорынку. Инициатива прошла первое чтение в марте. Вместе с тем правительство Забайкальского края хочет расширить перечень пользующихся льготой регионов, успев внести правки ко второму чтению.
По оценке СПЭ, в этом случае выручка генкомпаний снизится на 5 млрд руб. в год. Это, как считают в ассоциации, приведет к сокращению инвестпрограмм и может отразиться на надежности энергоснабжения. Объем ежегодного субсидирования всех тарифных регионов, по оценке СПЭ, составляет 17 млрд руб., при этом задолженность таких регионов растет: в марте долг гарантирующих поставщиков (основной энергосбыт региона) республик Северного Кавказа составлял больше половины всей задолженности на оптовом энергорынке РФ, до 62 млрд руб. Ежегодный прирост задолженности северокавказских регионов составляет 6–7 млрд руб., уровень оплаты — 45%, говорят в ассоциации.
Вместе с другими квазирыночными надбавками на оптовом рынке — доплатами на строительство новых энергоблоков по обязательным инвестпрограммам и модернизацию старых мощностей, на выравнивание энерготарифов в ДФО до 2028 года — конечная цена электроэнергии для крупной промышленности в ближайшие 10–15 лет вырастет до 0,5 трлн руб. в год с 306 млрд руб. в 2019 году.
В 2018 году средние тарифы на электроэнергию для крупных потребителей в Забайкалье составили 4,84 руб. за 1 кВт•ч (с НДС), что на 15,5% выше, чем в других субъектах Дальнего Востока, пояснила “Ъ” руководитель региональной службы по тарифам Евгения Батуева. После ухода с энергорынка региональные власти рассчитывают снизить тариф на 1 руб. на 1 кВт•ч. Основную выгоду получат предприятия ОАО РЖД, на которые приходится около 50% отпуска электроэнергии в Забайкальском крае, говорится в письме СПЭ. В ОАО РЖД отказались от комментариев.
Председатель комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный сообщил “Ъ”, что предложения властей Забайкалья о расширении перечня субъектов с особым тарифным режимом рассмотрят в ближайшее время, дата второго чтения законопроекта Минэнерго пока не назначена. В Минэнерго ситуацию не комментировали.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что создание отдельных тарифных зон «разрушает энергорынок» и не только ведет к росту перекрестного субсидирования, но и искажает инвестиционные сигналы, практически полностью исключая стимулы к повышению энергоэффективности.