Распоряжение об утверждении ДПР подготовил Минтранс России согласно поручению, данному по итогам совещания у Дмитрия Медведева, прошедшего в октябре 2018 года. Тогда премьер поручил Минтрансу совместно с ОАО «РЖД» и «заинтересованными органами исполнительной власти РФ» доработать ДПР с учётом ряда замечаний, включая необходимость дополнительного финансирования мероприятий по развитию Центрального транспортного узла в 2022–2024 годах в объёме до 120 млрд руб. за счёт средств федерального бюджета.
Масштабы ДПР как стратегического документа, её тесная увязка с важнейшими системными документами, затрагивающими вопросы развития железнодорожной отрасли, включая Указ президента РФ от 7 мая 2018 года (майский указ) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (Магистральный план) и Стратегию развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года, участие в её разработке правительственных структур, а также важное значение документа не только для железнодорожной отрасли, но и для всей экономики страны (по словам Дмитрия Медведева, его выполнение позволит повысить вклад железнодорожного транспорта в ВВП почти вдвое – до 9 трлн руб.) сделали необходимым одобрение документа Правительством России. Теперь ДПР вышла на финишную прямую – она станет полноценным руководством к действию после утверждения на одном из ближайших заседаний совета директоров ОАО «РЖД».
Глава правительства в рамках рабочей встречи с генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым подчеркнул, что в Программе учтены основные направления развития железнодорожной компании на ближайшие годы. В свою очередь, Олег Белозёров назвал ДПР ключевым документом, который создаёт предпосылки для активного развития компании.
«Благодаря этому документу мы сможем привлечь порядка 4 трлн руб. у инвесторов. Это сигнал рынку, сигнал производителям, что начинается очень активная работа. Мы подвели итоги работы за 2018 год. Результаты по РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учёта. – Ред.) у нас выше, чем планировалось, – мы получили 18,4 млрд руб. чистой прибыли. Эти средства будут направлены на реализацию ДПР», – подчеркнул глава РЖД.
Среди запланированных итогов выполнения ДПР – обеспечение пространственного развития страны, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие скоростного движения, опережающее развитие инфраструктуры для обеспечения объёмов перевозок, планируемых в перспективе, и дальнейшее повышение производственной эффективности компании.
Объём инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2019–2025 годы по базовому сценарию ДПР составит 4,67 трлн руб. (по оптимистичному – 5,78 трлн руб.). При этом совокупная выручка ОАО «РЖД» за этот же период в рамках базового и оптимистичного сценариев программы планируется на уровне 15,65 трлн руб. и 16,84 трлн руб.