Даже в условиях отсутствия протекционизма со стороны государства в отношении отечественных машиностроителей воронежская компания «Рудгормаш» смогла провести техническое перевооружение, и совершить прорыв в создании инновационной высокотехнологичной конкурентной продукции. Санкции Запада в отношении России сделали еще более актуальным предназначение машиностроительной отрасли — быть «сердцем» экономики, считает президент «Рудгормаша» Анатолий Чекменев.
— Эффективность национальной экономики любого государства зависит, прежде всего, от научного и технологического уровня всего производства. Этот уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно, — поясняет свое мнение глава компании.
Мы гордимся тем, что достойно выполняем эту миссию для горнорудной промышленности, создавая не просто аналоги импортного оборудования, ни в чем не уступающие по техническим параметрам, и более доступные для потребителей по ценовому фактору, но и вещи эксклюзивные, весьма и весьма конкурентные на мировом рынке. Например, буровые станки с дизельным приводом — мы первыми в России сделали и пока остались единственными производителями. Впервые в мире мы изобрели и сделали двухбарабанные магнитные сепараторы. По сравнению с традиционными, они позволяют значительно экономить электроэнергию, воду, трудозатраты, площади и многое другое. Использование селективного сепаратора увеличивает эффективность затрат примерно в полтора раза.
Вакуум-фильтры с керамическим покрытием, которые мы создали совместно с московской конструкторской компанией «Бакор», беспрецедентны в мире по технологическим решениям. Эта техника позволяет в три раза снизить себестоимость добычи полезных ископаемых, вовлекать в переработку руды с очень тонким содержанием полезного компонента — железа, меди, цинка и других металлов, снизить расход электроэнергии в 20-25 раз. Производительность КДФ-75 на 30-50% выше фино-американского аналога за счет иных конструкторских решений. Применение этого фильтра в золотодобывающей промышленности дает даже двойной эффект, позволяя перерабатывать частицы, содержащие золото, которые раньше выбрасывались вместе со шламом, и извлекать дополнительно золото.
Заводские конструкторы верны традициям «Рудгормаша», усовершенствуя традиционную продукцию и создавая документацию для нового оборудования. По обогащению, к примеру, мы собираемся конкурировать с норвежцами. В финальной стадии переговоры с Лебединским и Стойленским ГОКами о промышленном испытании.
По самоходным вагонам есть хорошие перспективы. Благодаря личным встречам с руководителями предприятий на Урале у нас появились неплохие перспективы сбыта и родились идеи по созданию новой техники.
Хотелось бы в этом году, но если не получится, в первом квартале следующего года завершить работы над двумя новыми видами оборудования для обогащения руд. Потенциальные потребители их — Лебединский, Михайловский и Стойленский ГОКи, с которыми мы совместно решаем задачи. Обсуждаем и научные разработки, и прикладные. Это обоюдовыгодно: мы оперативно вносим коррективы по техзаданию заказчиков, и сами, по сути дела, имеем рядом испытательный полигон. Это большие комбинаты, с которыми и полезно, и приятно работать. Новое оборудование для обогащения интересно также Узбекистану, Кузбассу и Якутии.
Сегодня мы живем в новой реальности, когда некоторые виды оборудования западные правительства просто запретили продавать в Россию. И надо думать об этом. Если продолжать оснащаться импортным оборудованием, а завтра запретят продавать запасные части к нему, это чревато серьезными последствиями: оборудование ведь имеет тенденцию изнашиваться, тем более в условиях горно-шахтных работ с высокой абразивностью, влажностью. Так что, думаю, работы нам предстоит непочатый край.
С одной стороны, мир горнорудной промышленности территориально очень обширен, а с другой стороны, очень тесен. Он живет своей жизнью, все друг друга знают. Когда появляется новая техника, все пристально следят за ней. И если она показала себя позитивно в одном месте, начинается тиражирование запросов на нее в геометрической прогрессии.
Мы свой приоритет закрепляем в нише сложного оборудования, более наукоемкого. Тем самым создаем себе задел на будущее и стараемся обеспечивать потребности наших партнеров в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.
— В СМИ анонсировано партнерское участие «Рудгормаша» в масштабном проекте Уральского горно-металлургического комбината по разработке нового месторождения. Это будет сопряжено с диверсификацией производства для вас?
— Мы поставляем УГМК традиционную нашу продукцию — грохота, питатели, сепараторы, буровые станки. А теперь будем заниматься и изготовлением нестандартного оборудования — ферм, ковшей, других металлоизделий. Это будет очень масштабное строительство, с интеграцией больших ресурсов. И для нас это значительно увеличит загрузку всего сварочно-сборочного производства, механобработки. Два самых крупных цеха будут задействованы на этом проекте. В зависимости от заказа может быть загружен еще и третий цех.
— «Рудгормаш» входит в число немногочисленных предприятий, работающих и на экспорт. Каковы перспективы этого рынка для вас?
— В 2017 году около 40% продукции произвели на экспорт. Но, в большей степени это ближнее зарубежье. С дальним зарубежьем переговоры идут, но медленнее, чем хотелось бы. В текущем году мы выполняем достаточно большой заказ на поставку для золотодобывающей промышленности Узбекистана, в ценовом выражении это более 1 млрд. рублей. По этому контракту мы поставили буровые станки и запчасти к ним. Но это не все. Как оказалось, там новые месторождения золота разрабатываются, где понадобится техника. Надеюсь, что наше партнерство продолжится, поскольку техника «Рудгормаша» им нравится. По предварительным прикидкам, на следующий год мы с ними сработаем примерно в таких же объемах.
Сейчас нужно смотреть на более высокие технологии переработки, которые будут востребованы в будущем при добыче полезных ископаемых. Потому что с каждым годом уже разведанных месторождений с богатыми рудами становится меньше и меньше, поэтому нужно готовиться к переработке так называемых «хвостов», отвалов, предлагать технику для доизвлечения содержащихся в них металлов. Над этим тоже работаем, и, думаю, создание такой техники усилит наши позиции на рынке.
— Какими позитивными сдвигами для компании отмечен 2018 год?
— Я считаю его годом стратегической перезагрузки, во многом связанной с тем, что на управленческом уровне сложилась новая команда работоспособных, достаточно молодых и в то же врем профессионально грамотных специалистов. С этой командой, образно говоря, можно идти в бой. Никакие теории, компьютерные разработки сами по себе ничего не делают. Делают люди — своим умом, своим талантом.
Ели говорить об авангарде коллектива в верхнем звене, это, прежде всего, первый заместитель генерального директора Виктор Андреевич Ермолов, можно сказать, старожил компании, досконально знающий производство. Не так давно к нам пришел Алексей Алексеевич Уваров, начальник ПДО, заместитель Ермолова — человек грамотный, компетентный, ответственный. Думаю, у него большое будущее на предприятии. Но все начинается все же с маркетинга. Татьяна Анатольевна Дрожжина, директор по продажам и маркетингу наладила системную перспективную работу. Вернулся на завод в качестве директора по экономике Геннадий Григорьевич Усачев, чему я очень рад. За последние годы каких-то перспективных наработок по экономике, честно говоря, не было. С его приходом, надеюсь, мы уже в этом году почувствуем некоторые прорывные вещи. Я имею в виду и инвестиционные проекты, и более стройную, логичную экономическую стратегию.
Конечно же, фундамент новых производственных достижений компании создают коллективы трех конструкторских отделов — буровой, погрузо-доставочной и обогатительной техники. И оперативное сопровождение, и разработку новой техники полностью делают своими силами. Сейчас они разрабатывают новое оборудование, а это наше будущее. Я на сегодняшний день доволен работой своей команды.
Разработана по существу новая схема управления предприятием, многие процессы автоматизированы. Причем разработка программы произведена собственными силами, адаптировали ее к условиям промышленного предприятия и предлагаем коллегам-промышленникам как продукт, потому что все существующие шаблонные программы хороши, но не учитывают специфику промпредприятия. Мы объездили много заводов по России и убедились: везде, где попытались взять готовые шаблонные программы, они не дали эффекта. Разработанный нашими специалистами программный продукт, который является интеллектуальной собственностью «Рудгормаша», показал хороший результат у нас и, считаю, мы просто обязаны им поделиться.
— В канун Вашего профессионального праздника « Дня машиностроителя» что бы вы пожелали своим коллегам, партнерам?
— Я хочу пожелать все нам Здоровья и Удачи! Потому что все остальное у нас есть — и высокий профессионализм, и уникальные инженерные идеи, и хороший задел на будущее… С праздником!
« Александр Филиппов,
заместитель начальника буровзрывного управления Михайловского ГОКа по оборудованию — главный механик:
— С «Рудгормашем» мы сотрудничаем не один десяток лет, и видим, как завод развивается. В каждом новом буровом станке, который завод поставляют нашему ГОКу, есть усовершенствования. С этим партнером интересно работать. Наши просьбы внести конструктивные изменения в тот или иной узел, всегда воспринимаются, как техзадание и руководство к действию. Продуктивный диалог у нас был и с прежним составом руководства, и с нынешними молодыми управленцами. Недавно прошел профессиональный праздник — День машиностроителя, и мне хочется поздравить с ним всех работников «Рудгормаша», пожелать, прежде всего, здоровья. А предприятию — развития, создания нового инновационного оборудования».
« Сергей Булгаков,
механик по техническому обслуживанию и ремонту техники бурового участка Стойленского ГОКа
— С «Рудгормашем» мы сотрудничаем не один десяток лет, и видим, как завод развивается. В каждом новом буровом станке, который завод поставляют нашему ГОКу, есть усовершенствования. С этим партнером интересно работать. Наши просьбы внести конструктивные изменения в тот или иной узел, всегда воспринимаются, как техзадание и руководство к действию. Продуктивный диалог у нас был и с прежним составом руководства, и с нынешними молодыми управленцами. Недавно прошел профессиональный праздник — День машиностроителя, и мне хочется поздравить с ним всех работников «Рудгормаша», пожелать, прежде всего, здоровья. А предприятию — развития, создания нового инновационного оборудования».