Правкомиссия по транспорту одобрила долгосрочную программу развития (ДПР) Росморпорта до 2020 года. Согласно ДПР, к 2020 году чистая прибыль Росморпорта увеличится почти втрое — до 697,4 млн руб. Предприятие рассчитывает на стабильный рост грузопотока, в том числе за счет переориентации грузов из Украины и Прибалтики. Эксперты отмечают, что достижению этих показателей способствует политика ОАО РЖД, а основной потенциал переключения грузовой базы на порты РФ связан с нефтеналивными и зерновыми грузами, а также углем.
Как рассказали “Ъ” источники в отрасли, в среду правкомиссия по транспорту под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича утвердила долгосрочную программу развития ФГУП «Росморпорт» до 2020 года. Это подтвердили “Ъ” в секретариате господина Дворковича. Согласно материалам к совещанию (есть у “Ъ”), к 2020 году чистая прибыль Росморпорта по сравнению с 2016 годом должна увеличиться почти втрое — до 697,4 млн руб., выручка вырастет на треть — до 29,3 млрд руб., EBITDA приблизится к 7 млрд руб. В строительство и реконструкцию морских терминалов Росморпорт инвестирует 97 млрд руб., в поддержание основных фондов, в том числе строительство ледоколов и обновление флота,— 23 млрд руб.
Согласно ДПР, прогнозный грузооборот морских портов РФ к 2020 году составит 877,5 млн тонн. За 2017–2020 годы показатель вырастет на 21%, причем прирост в 47,2 млн тонн будет обеспечен за счет переориентации грузов из сопредельных стран в российские порты. Еще 108,4 млн тонн планируется получить, в числе прочего, за счет долгосрочной стратегии развития зернового комплекса. А к 2030 году грузооборот российских портов превысит 1 млрд тонн.
В своей ДПР Росморпорт провел сортировку заявленных проектов по методу cost-benefit, сдвинув наименее целесообразные за пределы действия программы. По приведенным в ДПР данным по потребностям и не отсеянным планам по строительству терминалов для различных грузов до 2020 года, заявленные проекты в области перевалки СПГ в Северо-Западном и Арктическом бассейне сильно превышают потребность (40 млн тонн против 22 млн тонн). Похожая ситуация с терминалами по перевалке навалочных (83,7 млн тонн при потребности в 44,5 млн тонн) и зерновых грузов (23,5 млн тонн против 3,5 млн тонн) на Дальнем Востоке, превышают потребность и заявки на строительство терминалов в Азово-Черноморском бассейне (АЧБ): по навалочным грузам — 65 млн тонн при потребности в 52,4 млн тонн, по контейнерным и накатным (ро-ро) грузам — 9,9 млн тонн при потребности в 1,8 млн тонн. Нехватка заявок наблюдается в мощностях по навалочным грузам на Северо-Западе и в Арктике (30,9 млн тонн при 37,5 млн тонн потребности) и генеральным грузам в АЧБ (7,3 млн против 8,7 млн тонн).
Из актуального перечня самым дорогостоящим для Росморпорта должен стать проект по строительству морского порта Сабетта на Ямале с подходным каналом в Обской губе, реализуемый «Ямал СПГ». Инвестиции Росморпорта в этот проект оцениваются в 30,7 млрд руб., которые должны быть выделены из бюджета. В числе самых накладных — строительство терминала в городе Пионерский Калининградской области для приема круизных и грузопассажирских судов на 8,6 млрд руб., а также реконструкция и модернизация контейнерных и зерновых терминалов в Новороссийском морском порту — 8,4 млрд руб.
Источник “Ъ” в отрасли называет принятие ДПР «позитивной» новостью для стивидоров. По словам собеседника, какое-то время из-за отсутствия документа в инвестиционных решениях Росморпорта была пауза, а сейчас «программа принята, есть долгосрочные правила игры, и можно теперь работать».
По словам главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в 2017 году ОАО РЖД резко активизировало усилия по переориентации грузопотоков из зарубежных портов в российские, а «меры стимулирования в рамках тарифного коридора были дополнены административными мерами, связанными с ограничением или полным отказом от согласования отгрузок российских экспортеров по железной дороге на экспорт в зарубежные порты — в первую очередь в порты стран Балтии». Основной потенциал переключения грузовой базы на порты РФ связан с сегментами нефтеналивных и зерновых грузов, а также угля, отмечает эксперт.
Анастасия Веденеева