В 2016 году в железнодорожной отрасли обострилась конкурентная борьба. Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина по итогам 2016 года уступила лидерство по объему парка в управлении Федеральной грузовой компании (ФГК, входит в ОАО РЖД). ФГК заняла и первое место по грузообороту, но ПГК остается первой по объему перевозок и выручке, а также по парку в собственности. Заметно нарастили свои позиции новые игроки — Первая тяжеловесная компания Сергея Генералова и «ТФМ Оператор».
Лидерство среди российских железнодорожных операторов сохраняет ПГК Владимира Лисина, хотя ФГК теснит ее по ряду позиций, следует из рейтинга INFOLINE Rail Russia TOP за 2016 год. Место в нем присваивается по сумме показателей, приоритетными считаются объем парка в управлении и перевозки (учитывается также парк в собственности, выручка за вычетом тарифа ОАО РЖД, грузооборот). По итогам года ФГК, взявшая в аренду парк «УВЗ-Логистики» и 16 тыс. вагонов у «ВЭБ-лизинга», впервые стала лидером по объему парка в управлении с 154 тыс. вагонов (в компании говорят, что ее доля в российском парке — 14,5%, в СНГ —10,1%). А лидировавшая много лет ПГК утратила позиции после списания 45,5 тыс. вагонов в 2016 году.
В ПГК отмечают, что пересмотрели подходы, сделав ставку на повышение производительности парка. «В 2016 году оборот вагонов сократился с 15 до 12,7 суток, мы ставим цель довести его до 12,5 суток,— говорят там.— Таким образом, меньшим числом активов мы выполняем больший объем работ». Чтобы избежать дефицита, ПГК арендовала около 30 тыс. вагонов, в 2017 году ее парк прирастет на 7 тыс. полувагонов с улучшенными характеристиками от УВЗ. В ФГК говорят, что разработали стратегию развития в сегментах полувагонов, цистерн, крытых вагонов и платформ и планируют ее реализовать после утверждения акционером.
ФГК — лидер и по грузообороту, выросшему на 14,2%, до 364 млрд т км, доля ПГК сократилась на 14,5%, до 309 млрд т км. Но ПГК удержала первое место по перевозкам (189 млн тонн), хотя они и упали на 10,5%, так что с ней сблизилась ФГК, нарастившая перевозки на 10,6%, до 183,1 млн тонн. По мнению авторов рейтинга («Infoline-Аналитика»), опережение по грузообороту демонстрирует зависимость ФГК от маловыгодных экспортных перевозок угля. В ФГК говорят: рост ее грузооборота значительно превысил рост парка в управлении — 37% против 19%. Отношение грузооборота к парку показывает эффективность эксплуатации вагона, лидерами по показателю стали оперирующие инновационными вагонами СУЭК и «Восток1520» (они же наиболее эффективно наращивали перевозки). А по отношению перевозок к парку первые позиции заняли компании со своими локомотивами, специализирующиеся на маршрутных перевозках,— «Нефтетранссервис», «Трансойл» и Globaltrans.
В рейтинге появились и новые крупные игроки — Первая тяжеловесная компания Сергея Генералова, консолидировавшая «Нитрохимпром» и «Восток1520» (по парку в управлении и перевозкам — 13-е и 11-е места). Также вчетверо вырос парк в управлении «ТФМ Оператора», учрежденного «Трансфин-М».
«В 2017 году по уровню доходности «золотой сегмент» — это полувагоны, в котором активно идет консолидация»,— говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его мнению, этот период продлится как минимум до конца года, но уже в 2018 году на фоне роста закупок полувагонов и сокращения списания неизбежно снижение арендных ставок и доходности. В этом сегменте есть перекос, отмечает эксперт, покупают в основном инновагоны, но их избегают отдавать под некоторые грузы или маршруты (под щебень или грейферную разгрузку в портах). По мнению ФГК, дефицит вагонов нивелируется уже в 2018 году, будет происходить коррекция ставок, а основной упор в конкурентной борьбе будет сделан на комплексность услуг. По расчетам Института исследования проблем железнодорожного транспорта, ждать падения ставки пока не стоит — при росте грузовой базы и дальности ставка до конца года достигнет 2 тыс. руб. за вагон в сутки.
Наталья Скорлыгина