Турецкие производители плоского проката повторно пытаются запустить механизм антидемпингового расследования против импорта горячекатаного листа из Китая, России и Украины. Менее года назад возводимый ими заградительный забор рассыпался, как Вавилонская башня. Но сейчас они снова подали жалобу в Минэкономики Турции – с более весомыми, по их мнению, аргументами.
Холостой выстрел
Застрельщиком инициативы по ограничению импорта опять выступает крупнейший в Турции производитель плоского проката Erdemir Group. Маркетинг-директор именно этой компании Хайят Косоглу первым публично сообщил о начале новой антидемпинговой кампании. Позицию Erdemir поддержали и другие турецкие металлопроизводители, в частностикомпании Toscelik и Colakoglu.
В 2015 г. эта же троица добивалась введения антидемпинговых пошлин на ввозимый в Турцию горячекатанный рулон из 7 стран – Китая, России, Японии, Словакии, Франции, Румынии и Украины. По итогам расследования, результаты которого были объявлены в январе текущего года, три последние страны из списка вообще избежали санкций, для остальных размер установленных антидемпинговых пошлин варьировался в зависимости от конкретного производителя и его прописки, но драконовскими их не назовешь. В частности, для россиян интервал ставок составлял 9,42-13,66%, для китайцев – 15,47-18,01%.
Подобное решение жалобщиков не удовлетворило. Меры пресечения они посчитали недостаточными и вообще отозвали свой иск. Таким образом, сейчас горячекатаный рулон из перечисленных стран ввозится на рынок Турции вообще беспошлинно. Местных металлургов подобное положение дел сильно нервирует. Но турецким потребителям металлопродукции оно на руку. Поэтому на них вполне можно полагаться как на союзников и при повторном рассмотрении претензий относительно демпинга.
Предыдущее расследование касалось временного периода с 2011 по 2014 гг. Нынешнее, скорее всего, захватит и 2015 г. Для украинских поставщиков это даже к лучшему, поскольку в 2015 г. их доля на турецком рынке не увеличивалась, в отличие от основных конкурентов по импорту – России и Китая. Впрочем, и представители Erdemir Group отмечали в своей реакции на январские пошлины, что их в первую очередь разочаровала слишком низкая пошлина на продукцию китайских сталеваров.
Соперники и союзники
С другой стороны китайская доля в импорте металлопроката на рынок Турции в 2015 г. не являлась уж слишком большой. По оценкам местного Министерства экономики, она составляла лишь 4,3%. Для сравнения: доля России приближалась к 20%. Однако продукция из КНР действительно предлагалась зачастую по наиболее низкой цене, а ее приток демонстрировал устойчивую тенденцию к росту. За два последних года объемы импорта проката из России и Китая в Турцию выросли соответственно на 257% и 200%. Но при этом россияне значительную часть горячекатаных рулонов поставляют своему же активу – комбинату ММK Metalurji, долей в котором владеет «Магнитка» Виктора Рашникова. Китайские же металлопроизводители выпускают свой товар в свободную реализацию.
В 2016 г. поступления проката из-за рубежа продолжали наводнять турецкий рынок. Согласно данным официальной статистики (институт TUIK) за первые семь месяцев 2016 г. объем импорта листового проката в страну превысил 3,4 млн тонн, увеличившись приблизительно на 11% относительно показателя за аналогичный прошлогодний период. Не менее 55% из этого объема, по подсчетам TUIK, приходится именно на горячекатаные рулоны. В свете этих цифр перспективы нынешней жалобы Erdemir Group сотоварищи выглядят предпочтительнее. Турецкие металлопрокатчики требуют установления пошлин на уровне не ниже 30% от таможенной стоимости. Хотя это не означает, что власти в Анкаре будут всех чесать под одну гребенку.
Китай выглядит наиболее вероятной жертвой нового расследования. Меры против россиян, возможно, будут приниматься с некоторой оглядкой на политическую целесообразность. Отношения между Москвой и Анкарой строятся по принципу «От любви до ненависти – один шаг», и в то же время именно российские меткомбинаты сегодня отбирают у металлургов Турции самый большой кусок хлеба на внутреннем рынке. Что касается украинских рулонов, то при грамотном построении защиты в ходе расследования шансы на его приемлемый исход довольно высоки. И речь не только о сохранении нынешних позиций на турецком рынке, но и возможном откусывании ниш у конкурентов. Более того, если металлургам Турции удастся добиться замещения внутри страны импортного проката национальным продуктом, у них может возникнуть дополнительная потребность в украинском сырье – руде, ломе, полуфабрикатах.
Турецкому металлургическому лобби активно противостоит и сообщество торговцев сортовым прокатом и его крупных потребителей, объединившихся во влиятельную ассоциацию YISAD. Ее президент Тункай Серген неоднократно заявлял о невыгодности применения антидемпинговых пошлин в данном сегменте. Согласно его аргументам в Турции недостаточно мощностей для покрытия всех потребностей в горячекатаном листе, особенно в целом ряде сегментов, где имеются специфические требования к параметрам металлопродукции. К примеру, в стране есть потребность в рулонах для производства линейных труб, проката определенной ширины, которую можно удовлетворить сейчас только за счет импорта. Как правило, такие особые требования чаще всего предъявляют представители трубной промышленности. Эта отрасль сегодня считается основным покупателем плоского проката в Турции. Если общая емкость данного рынка составляет примерно 16,5 млн тонн в год, то на нужды трубников идет более 3 млн тонн.
Ценный клиент
Для украинских производителей турецкий рынок горячекатаного листа остается ключевым за пределами страны. За первое полугодие 2016 г. в этом направлении было отгружено более 200 тыс. тонн данного продукта, что примерно соответствует прошлогодней динамике. Хотя все познается в сравнении. Этот показатель, к примеру, впятеро ниже, чем у российских металлургов, которые уже отправили в Турцию около 1 млн тонн г/к листа за первую половину текущего года. В контексте антидемпингового расследования такое соотношение для фигурантов из Украины даже выгодно, поскольку является аргументом, что серьезной угрозы турецким национальным производителям украинский импорт не несет.
Вместе с тем для экономики нашей страны стальной рынок Турции продолжает сохранять стратегическое значение. По данным отечественной таможенной статистики, за январь-сентябрь 2016 г. из Украины на экспорт было отправлено металлопроката почти на 1,7 млрд долл. 22% из этой суммы заплатили турецкие клиенты. По объемам сбыта выше Турции сейчас стоит только Египет. Поэтому цепляться за турецкий берег украинские производители будут изо всех сил. К тому же сейчас там и ценовая конъюнктура в сегменте проката посылает позитивные сигналы для продавцов.
Как отмечает эксперт ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Олег Гнитецкий, в сентябре, после завершения летнего периода отпусков, на рынке плоского проката в Турции сформировалась благоприятная для производителей ситуация. «Высокий уровень спроса со стороны европейских стран позволил турецким поставщикам реализовать прирост цен на г/к прокат и для внутренних потребителей, – цитируется комментарий Олега Гнитецкого в сообщении «УПЭ». – Последние объемы ноябрьской продукции реализовывались по 430-440 долл./тонну EXW, что на 20-40 долл. выше, чем месяцем ранее. Предложения на декабрьскую продукцию поступают на 15-20 долл. выше».
Трендом грех не воспользоваться, пока таможенные границы открыты. Если предположить, что бюрократическая машина в Турции будет вращаться примерно с той же скоростью, что и в прошлый раз, официальное решение относительно антидемпинговых пошлин на горячекатаный рулон будет объявлено примерно через год.
Ярослав Ярош