Минфин в 2017 г. хочет снизить межбюджетные трансферты регионам на 15,5%, сообщила директор департамента межбюджетных отношений Лариса Ерошкина. При этом дотации на выравнивание бюджетов регионов сохранятся, но снизятся на 5% дотации для частичной компенсации расходов на выполнение майских указов президента о повышении зарплат бюджетникам, уточнила она.
Правительство в июле одобрило замораживание расходов федерального бюджета в номинальном выражении – 15,78 трлн руб. «Это не может не отразиться на помощи регионам», – констатировала Ерошкина (цитата по «Интерфаксу»). В последние два года трансферты регионам составляли 1,6 трлн руб. в год, подсчитала директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Таким образом Минфин сэкономит около 250 млрд руб. Точная сумма трансферта пока не определена, говорит представитель Минфина.
Снизятся и иные трансферты (в первую очередь связаны с дорогами) – в сравнении с 2016 г. почти в 2 раза, говорит Ерошкина. Некоторая компенсация регионам – дополнительный доход от акцизов на нефтепродукты, напоминает представитель Минфина. В апреле ставки акцизов выросли на 2 руб. за 1 л бензина, а на дизельное топливо – на 1 руб. Региональные дорожные фонды получают примерно половину этих сборов. Пока не ясно, насколько снижение субсидий на дороги будет компенсировано ростом акцизов, говорит аналитик S&P Карен Вартапетов.
Сокращение трансфертов будет сильным ударом по финансам регионов, считает Вартапетов, другие их доходы растут медленно, как НДФЛ, или снижаются, как налог на прибыль. У 16 регионов падают собственные доходы в сравнении с 2015 г., в том числе поступления налога на прибыль – у 28, НДФЛ – у двух, перечисляет Ерошкина. Доля доходов консолидированных бюджетов регионов в ВВП за январь – апрель 2016 г. – на самом низком уровне за шесть лет, пишет ведущий научный сотрудник Центра развития Высшей школы экономики Андрей Чернявский в июньском выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе» (см. график), что в значительной степени обусловлено сокращением федеральных трансфертов на 12%.
Из-за сокращения доходов все больше регионов сводят баланс с дефицитом уже в начале года, отмечает Чернявский. Профицитных регионов все меньше, беспокоится Счетная палата: в 2011 г. было 57 дефицитных и 26 профицитных, а 1 января 2016 г. – 76 и 9 соответственно. Суммарный профицит формируется в основном за счет нескольких регионов, получающих столичную или природную ренту, указывает Чернявский, и, несмотря на политику ограничения расходов, 38 регионов в январе – апреле не смогли свести бюджет с профицитом (в прошлом году таких регионов было 28).
Регионам придется оптимизировать расходы, что делать все сложнее (особенно с учетом выборов), либо наращивать долг, предупреждает Вартапетов. Волатильность бюджетных трансфертов вынуждает регионы наращивать долг, согласен Чернявский.
Консолидированный долг регионов и муниципалитетов на 1 апреля составил 2,68 трлн руб., сообщается на сайте Минфина. За четыре месяца 2016 г. он сократился на 26,8 млрд руб., или на 1,15%, говорила в конце июня председатель Счетной палаты Татьяна Голикова: изменилась и структура – доля коммерческих кредитов сократилась на 8,9 п. п. до 32,7%, а бюджетных – увеличилась на 9,6 п. п. до 44,1%. По данным Минфина и Федерального казначейства, в 2015 г. самыми закредитованными регионами стали Мордовия (долг – 182% собственных доходов), Костромская область (137%), Смоленская область (121%), Карелия (120%) и Северная Осетия (119%).
С 2019 г. наращивать долги регионам станет сложнее, обещает Ерошкина. Новая редакция Бюджетного кодекса предполагает разделить регионы на три группы: с высокой долговой устойчивостью (долг меньше 50% доходов бюджета), средней (50–85%) и низкой. Регионы из двух последних групп смогут выпускать облигации и занимать в банках только с разрешения Минфина, поясняет Ерошкина.
Все больше регионов уже в начале года сталкиваются с необходимостью наращивать долг, рассуждает Чернявский. «Занимают, конечно, все. Если нет денег и кассовый разрыв, как исполнить бюджет?» – соглашается Зубаревич.