ГМК «Норильский никель» может продать за $158 млн квазиказначейские акции (0,79%) одному из своих акционеров — Crispian Investment Ltd Романа Абрамовича и Александра Абрамова. Акционерных ограничений на сделку нет, но ее должны одобрить независимые директора ГМК. В «Норникеле» говорят, что предложение Crispian было не единственным, но «самым интересным», за сделку выступил и «Русал» Олега Дерипаски, владеющий 27,8% акций ГМК. Средства могут пойти на выплату дивидендов за 2015 год, полагают на рынке.
Совет директоров «Норникеля» 18 апреля рассмотрит предложение Crispian Investment Ltd Романа Абрамовича и Александра Абрамова (владеет 5,5% акций ГМК) о продаже квазиказначейского пакета ГМК (0,79% акций) «по рыночной цене», сообщила компания. Этот пакет за $195 млн был куплен при buyback в 2015 году, ключевые акционеры «Норникеля» — «Интеррос» Владимира Потанина (30,3% акций), «Русал» Олега Дерипаски (27,8%) и Crispian — в нем участия не принимали. Сейчас Crispian предлагает за акции около $158 млн — около $12,63 за ADR, цена определена из средней цены акций на момент закрытия торгов 4-8 апреля. Решение о продаже бумаг сначала рассмотрят независимые директора ГМК на комитете по аудиту. Если сделку одобрят, доля Crispian вырастет до 6,29% акций (см. также «Онлайн»).
Президент Invest AG Сергей Братухин, представляющий Crispian в совете директоров «Норникеля», заявил «Ъ», что Crispian — «долгосрочный акционер «Норникеля», который хочет использовать возможность для увеличения пакета». По соглашению акционеров «Норникеля», заключенному в 2012 году, ограничений на покупку бумаг ГМК у Crispian нет. В «Норникеле» «Ъ» уточнили, что предложение Crispian «поступило на днях, были другие варианты, но не такие интересные». Выдвигали ли предложения другие акционеры ГМК, в компании не говорят. В «Русале» поддержали увеличение доли Crispian, добавив, что «для «Норникеля» продажа казначейского пакета — очень своевременный дополнительный денежный поток». Источники «Ъ», близкие к акционерам ГМК, не слышали о том, чтобы на эти бумаги претендовали «Интеррос» или «Русал»: компании Владимира Потанина «комфортно» с существующим пакетом, а у «Русала» нет свободных средств на сделку, говорят они.
Крупный миноритарий «Норникеля» с 3,2% акций — «Металлоинвест», входящий в USM Holdings Алишера Усманова и партнеров. В декабре 2015 года господин Усманов говорил «России 24», что «рекомендовал бы менеджменту докупать, а не продавать «Норникель»» (до лета 2014 года у «Металлоинвеста» было 5% в ГМК). Он заявлял, что акционерам «Металлоинвеста» «интересно зарабатывать» на акциях «Норникеля» за счет «хорошего дивидендного дохода», поэтому возможно увеличение пакета до 5%, но решение на тот момент не было принято. Вчера в «Металлоинвесте» сказали «Ъ», что «внимательно следят за рынком и принимают решения относительно пакета в зависимости от ситуации», отметив, что в отношении ГМК «Металлоинвест» — «финансовый инвестор и планирует им оставаться в дальнейшем».
По словам источника «Ъ» на рынке, «Норникель» «особо не искал» покупателей на пакет, а сделку сложно назвать выгодной: ADR ГМК номинированы в долларах, и получается, что компания продает пакет практически на $35 млн дешевле, чем выкупала. Он не исключил, что «продажа акций нужна как дополнительный источник для итоговых дивидендов за 2015 год». За девять месяцев года «Норникель» выплатил $1,6 млрд. ГМК 4 апреля раскрыла, что готовит новую дивидендную политику из-за тяжелой ситуации на рынке металлов (см. «Ъ» от 1 апреля). Ранее компания должна была платить половину от годовой EBITDA, но не менее $2 млрд, при новой политике — 60% EBITDA за год при отношении чистого долга к EBITDA ниже 1,8. При росте нагрузки доля дивидендов ниже: так, при соотношении 2,2 и выше — лишь 30% EBITDA. В ГМК говорили, что «новые дивидендные цели будут применимы к расчету дивидендов за 2016 и следующие годы». Вчера в «Норникеле» сказали «Ъ», что до решения совета директоров по сделке с Crispian компания не раскрывает, на что могут пойти средства. Раньше ГМК выплачивала спецдивиденды от продажи непрофильных активов, таким активом можно признать квазиказначейский пакет, уверены источники «Ъ» на инвестрынке.
Анатолий Джумайло