Посещение ПАО «Мотовилихинские заводы»
Вступительное слово Дмитрия Медведева на совещании
Доклад Дениса Мантурова о развитии металлургической отрасли
Сообщение председателя совета директоров ПАО «Северсталь» Алексея Мордашова
Сообщение президента объединённой компании «Русал» Олега Дерипаски
Перед совещанием Дмитрий Медведев посетил ПАО «Мотовилихинские заводы» и осмотрел образцы готовой продукции предприятия.
Участники совещания. Список участников совещания о развитии производств высоких переделов в чёрной и цветной металлургии»,
30 марта 2016 года
PDF, 198Kb
В этом году ситуация остаётся также не беспроблемной, возможно дальнейшее снижение объёмов производства в отрасли. Есть ряд причин, по которым это происходит, но я назову некоторые из них. Первое и, безусловно, важное для нашей страны – это сокращение внутреннего спроса. По сравнению с 2014 годом объём потребления металлопроката на внутреннем рынке по чёрным металлам упал на 9%, на 12% уменьшился спрос крупнейшего потребителя проката – это cтройиндустрия, и на 25% – в автопроме, который тоже находится в непростой ситуации.
Поездка
Во-вторых, сегодня практически исчерпан потенциал роста металлургической продукции, прежде всего из-за того, что и рынки ограничены, и введены защитные меры, которые во многом или почти закрывают зарубежные рынки для российских металлургов. Речь идёт о крупных рынках, таких как Соединённые Штаты Америки, Канада, страны Евросоюза.
Третий фактор – безусловно, неблагоприятная конъюнктура цен на мировых рынках в целом. Падение в декабре 2015 года по отношению к декабрю 2014 года по основным чёрным металлам составило до 40%, по алюминию – до 20% с лишним, по меди – 28%, по никелю – до 45%. Сохранение объёма экспорта в таких условиях очень сложная, важная задача, которую, конечно, в отрасли необходимо решать, но при этом думать о том, чтобы увеличивать поставки металлопродукции на внутренний рынок, расширяя её применение во всех отраслях экономики. А здесь у нас, несмотря на текущие проблемы, потенциал неплохой с учётом того курса на развитие промышленности, на импортозамещение, который мы для себя определили несколько лет назад.
Хочу услышать ваши предложения (я имею в виду предложения как наших ведомств, Минпрома прежде всего, так и предложения самих компаний) о том, как минимизировать влияние негативных факторов в отрасли, как развивать отрасль с учётом существующих рисков (причём с учётом анализа и текущих рисков, и среднесрочных рисков, если они, конечно, поддаются просчёту), какие меры нужны для стимулирования металлопотребления на внутреннем рынке, в том числе с учётом возможности по импортозамещению, о котором я уже сказал, по поддержке производства и по поддержке экспорта металлургической продукции.
Собственно, такой набор идей для совещания. Есть проект протокола, я его посмотрел, он пока носит достаточно общий характер, надеюсь, что в ходе этого разговора он будет конкретизирован.
Пожалуйста, сначала слово для выступления министру. Денис Валентинович, прошу вас.
Д.Мантуров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Отрасль металлургическая сегодня обладает достаточно развитыми в технологическом плане мощностями благодаря активной инвестиционной политике компаний, вложивших за последние 15 лет в модернизацию около 3,3 трлн рублей. Это позволило существенно снизить износ основных фондов: в цветной металлургии – с 45 до 39%, в чёрной – ещё больше, с 54 до 40%. В результате сегодня отечественные предприятия способны производить практически весь сортамент металлопродукции.
Д.Мантуров: «Металлургическая отрасль сегодня обладает достаточно развитыми в технологическом плане мощностями благодаря активной инвестиционной политике компаний, вложивших за последние 15 лет в модернизацию около 3,3 трлн рублей. Это позволило существенно снизить износ основных фондов: в цветной металлургии – с 45 до 39%, в чёрной – ещё больше, с 54 до 40%».
Если говорить о структуре балансов по основным сегментам отрасли, они за последние годы практически не менялись. В чёрной металлургии, которая в большей степени ориентирована на внутренний рынок, доля высоких переделов достигает 76%, в то время как в цветной металлургии, поставляющей за рубеж три четверти всей производимой продукции, всё с точностью наоборот – только 22% металлов подвергается дальнейшей обработке для получения плит, листов, труб, проволоки и порошков.
В целом отрасль на 46% является экспортно ориентированной и генерирует почти 10% всех валютных поступлений от внешнеэкономической деятельности нашей страны. Однако большую часть поставок на внешний рынок и в чёрной, и особенно в цветной металлургии составляют низкие переделы. Поэтому нужно, с одной стороны, удержать свои позиции на внешних рынках и проводить более активную политику по защите российских интересов, о чём, собственно, Вы сказали. И сейчас мы совместно с Минфином, Минэкономразвития изучаем возможности софинансирования части затрат по участию в разрешении споров в рамках ВТО.
При этом необходимо наращивать объёмы экспортных поставок в высоких переделах, чтобы не отдавать маржу от переработки другим странам. В настоящий момент прорабатывается вопрос о включении в договоры госкомпаний, реализующих проекты за рубежом, в приоритете использования отечественной металлургической продукции.
Что касается внутреннего рынка, в 2015 году металлопотребление увеличилось только со стороны топливно-энергетического комплекса благодаря закупкам труб большого диаметра для крупных инвестиционных проектов. Но в большинстве отраслей, которые закупают продукцию высоких переделов и формируют почти 23% металлопотребления, спрос, к сожалению, снизился.
Мы рассчитываем, что меры поддержки, которые предусмотрены в утверждённом Правительством плане по обеспечению стабильного социально-экономического развития, помогут сдемпфировать негативные тренды в отраслях, генерирующих спрос на металлопродукцию с высокой добавленной стоимостью. Помимо этого у нас есть неплохие возможности замещения импорта. В части низких и средних переделов необходимо введение максимально возможных ограничений по использованию компаниями зарубежного проката при строительстве инфраструктурных объектов, финансируемых государством. Эту работу мы уже начали осуществлять в рамках Правительственной комиссии по импортозамещению. Вытеснение зарубежной продукции высоких переделов будет обеспечено в рамках выполнения отраслевых планов импортозамещения. По чёрной металлургии уже реализовывается 10 таких проектов, по цветной – 14. Они осуществляются в основном за счёт собственных и заёмных средств компаний и предусматривают не только углубление переработки на действующих предприятиях, но и создание новых мощностей, собственно, то что мы сегодня открывали.
В прошлом году господдержку по пяти проектам получили предприятия от Фонда развития промышленности на сумму почти 2 млрд рублей. Мы рассчитываем также на продолжение в этом году отбора проектов. Существенная часть потребления высокотехнологичной металлопродукции внутри страны обеспечивает оборонно-промышленный комплекс. В первую очередь это касается конструкционных материалов, легирующих добавок и жаропрочных сплавов, которые применяются в космической, атомной отраслях, военной авиации и кораблестроении. Развитие спецметаллургии предусмотрено в отдельной подпрограмме по специальным материалам, которую мы включили в проект новой госпрограммы «Развитие ОПК». За счёт её реализации будет восстановлена часть утраченных компетенций, а по наиболее критичным позициям оказана поддержка в создании новых малотоннажных производств.
Чтобы обеспечить наилучшую экономику этих мощностей, необходимо масштабировать производство продукции двойного назначения, в первую очередь за счёт гражданского сектора.
Одними из наиболее востребованных и в оборонно-промышленном комплексе, и в гражданке направлений становятся аддитивная технология и 3D-моделирование. В настоящее время наши компании эксплуатируют порядка 60 зарубежных 3D-принтеров, на которых могут применяться недавно разработанные и уже апробированные отечественные металлические порошки.
По оценке экспертов, объём рынка уже освоенных технологий к 2020 году должен увеличиться как минимум вдвое. Однако сейчас в России создаются и более совершенные, уже наши технологии, решения. Например, технология гибридного формообразования коаксиального и селективного лазерного плавления. По этим направлениям необходимо проработать возможность создания консорциумов с участием разработчиков, производителей и потребителей, которые могут быть реализованы в рамках в том числе специнвестконтрактов.
В целях стимулирования применения аддитивных технологий сейчас практически с нуля формируется соответствующая нормативная база. Для этого Росстандарт при поддержке нашего ФГУПа «ВИАМ» создал отдельный технический комитет, который ведёт разработки 10 основополагающих стандартов в этой области. Также мы прорабатываем совместно с компаниями возможность увеличения потребления новых видов продукции высоких переделов. Например, в стройиндустрии сформировалось новое направление – это возведение сооружений с применением лёгких стальных тонкостенных конструкций. В этой связи с участием металлургов ведётся разработка отдельного строительного свода правил. План по расширению применения алюминия мы согласовываем сейчас с другими органами исполнительной власти. В ближайшее время представим в Правительство отдельную программу по созданию отдельных производств глубокой переработки первичного алюминия.
Аналогичная работа проводится по всем основным сегментам чёрной, цветной, специальной металлургии. Рассчитываем на содействие всех коллег в поиске перспективных технологических ниш и новых точек роста.
На девятом слайде мы представили все резервы, которые существуют в части наращивания внутреннего потребления, например, по прокату с цинковым и полимерным покрытиями. Есть хорошие возможности для более широкого применения в автомобилестроении, производстве бытовой техники и во многих отраслях тяжёлого машиностроения и электроэнергетики.
Чтобы освоить эти рынки, мы продолжим расшивку существующих нормативных ограничений. Только в этом году с Росстандартом мы совместно разработаем порядка 185 новых стандартов по металлургическому комплексу. Результаты этой комплексной работы будут отражены в обновлённой стратегии развития отрасли до 2030 года, до конца этого мы года должны внести изменения в существующую стратегию.
Основные предложения от нашего ведомства мы отразили в проекте протокольного решения сегодняшнего совещания. Просим поддержать. Спасибо за внимание.
Д.Медведев: Спасибо, Денис Валентинович.
Пожалуйста, Алексей Александрович Мордашов.
А.Мордашов (председатель совета директоров ПАО «Северсталь»): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания! Разрешите приветствовать вас от имени некоммерческого партнёрства чёрной металлургии «Русская сталь», которое объединяет подавляющее большинство производителей стали, проката, трубной продукции Российской Федерации.
Очевидно, что ситуация является очень непростой для отрасли чёрных металлов, как и для металлургии в целом. Мы видим сегодня падение спроса на нашу продукцию, о чём уже, собственно, Дмитрий Анатольевич, Вы говорили в Вашем вступительном слове. В частности, за январь – февраль 2016 года объём потребления стали упал на 10%, экспорт упал на 5%, а внутреннее потребление – на 15%. Это является продолжением тех тенденций, которые сложились в последние годы. Мы ожидаем, что в этом году спрос упадёт на 10% внутри страны. В прошлом году потребление металла в России упало на 9%. Всё это, конечно, создаёт очень серьёзные вызовы для нашей отрасли, выражающиеся в том числе в том, что у нас довольно низкая загрузка мощностей. Она лучше, чем в мире, но остаётся достаточно низкой. В связи с этим хотелось бы высказать несколько предложений, которые одобряются всеми участниками нашего консорциума и которые, с нашей точки зрения, могли бы помочь в этой ситуации отрасли и в целом российской экономике – в продолжение тех направлений, которые Вы обозначили, Дмитрий Анатольевич.
Во-первых, для улучшения баланса спроса и предложения хотелось бы обратить внимание на нездоровую ситуацию, с нашей точки зрения, выражающуюся в том, что в целом правильные меры государственной поддержки инвестиций – они в сегодняшних условиях иногда расходуются в соответствии с российским механизмом одобрения этих инвестиций на поддержку создания дополнительных мощностей в чёрной металлургии.
По сути, за счёт господдержки создаются мощности, которые и без того избыточны сегодня. Это, на наш взгляд, создаёт дополнительное давление на рынок, которое не идёт на пользу отрасли в целом. И мы бы предложили, чтобы Правительство прекратило своим решением выделение господдержки на создание дополнительных мощностей производства стали. Конечно, это не исключает инвестиций в производство продукции дальнейших переделов, о чём Денис Валентинович (Мантуров) говорил в своём выступлении, но с точки зрения создания мощностей производства стали, нам кажется, это нужно прекращать. Конечно, нельзя этого запрещать, наверное, но за счёт мер господдержки вводить мощности, с нашей точки зрения, нерационально и является бессмысленным расходованием средств.
Говоря о мерах по увеличению спроса на нашу продукцию и учитывая, что экспорт играет для нашей отрасли очень существенную роль (большинство нашей продукции мы отправляем на внутренний рынок, но всё-таки значительная доля идёт и на внешний), сейчас мы видим серьёзные трудности по продвижению нашей продукции, связанные с ростом протекционистских мер во всём мире. Правительства США, Евросоюза, Турции, Индии, других стран вводят так называемые защитные меры, антидемпинговые меры против нашей продукции, при этом, с нашей точки зрения, зачастую несправедливо, даже очень странно несправедливо, когда они вместо использования наших фактических данных при подсчёте антидемпинговых компенсационных мер используют какие-то искусственные свои, что противоречит, с нашей точки зрения, нормам и правилам ВТО. И нам кажется, что мы, Российская Федерация, могли бы лучше использовать возможности, которые даёт процедура рассмотрения этих защитных мер в рамках ВТО. Нам хотелось бы попросить, Дмитрий Анатольевич, чтобы Правительство обратило на это внимание и, может быть, выделило специальные фонды Министерству экономического развития, которое ответственно за торговые споры, чтобы они очень целенаправленно и сфокусированно вместе с представителями компаний работали над тем, чтобы эти решения были пересмотрены в рамках процедур ВТО. Это, конечно, требует много времени, но всё-таки, с нашей точки зрения, это важно делать правильно и своевременно.
Ещё одно направление, отчасти вытекающее из того, что я только что говорил, – это меры по защите внутреннего рынка. Мы сегодня видим, к сожалению, очень неповоротливую, медленную систему реагирования на практику несправедливой конкуренции на российском рынке. Вчера комиссия по защитным мерам Евразийского экономического союза приняла решение о введении компенсационных мер по украинским стальным пруткам. Решение, с нашей точки зрения, правильное и своевременное, но мы добивались его два года. Два года шёл процесс рассмотрения этих мер на уровне Евразийской комиссии. Это очень отличается от той практики, которую мы видим в отношении нас за рубежом, когда в течение месяца после подачи петиции вводятся защитные меры, зачастую вводятся ретроактивно, действием назад на несколько месяцев. Конечно, это даёт совершенно другой эффект для рынка, нежели меры, которые вводятся через два года после подачи петиции. И мы бы очень просили Правительство на уровне Евразийской комиссии сделать всё необходимое, для того чтобы этот механизм соответствовал лучшим практикам и был гораздо более быстрым и эффективным. И тут, видимо, придётся вносить изменения в законодательство Евразийского экономического союза в этой части.
Ещё хотелось бы, говоря о мерах защиты внутреннего рынка, упомянуть одну конкретную проблему, которая, с нашей точки зрения, нарастает, – это обход торговых защитных мер через особые экономические зоны в Калининградской области. Мы понимаем и поддерживаем меры по развитию Калининграда, но сегодня ситуация такова, что, например, Евразийская экономическая комиссия ввела антидемпинговые пошлины на металлопрокат с покрытием из Китайской Народной Республики. При этом после минимальных операций (гибка, профилировка и так далее) этот прокат попадает на территорию Российской Федерации уже без защитных пошлин, и мы видим, что, как следствие, с 2013 года объём поставок из экономической зоны в другие регионы России вырос в пять раз, притом что, как мы знаем, собственного производства металлопроката в Калининграде нет. С нашей точки зрения, это такая дыра в наших защитных мерах, которую, нам кажется, можно было бы обойти, введя запрет на помещение под специальный торговый режим конкретно проката с полимерным покрытием или в целом любого проката, который может обрабатываться в этой зоне.
Ещё несколько конкретных мер, которые хотелось бы тоже упомянуть в развитие тех направлений, о которых Вы сказали. Например, есть новый вид продукции, который разработан Новолипецким металлургическим комбинатом, – высокоэффективная, высокопроницаемая электротехническая сталь, которая может заменить подобную продукцию, используемую для производства трансформаторов, но которую сегодня делают только из импортной стали. Мы бы хотели предложить внести эту сталь в список так называемой импортозамещающей продукции, что дало бы возможность в случае реализации проектов за счёт государственных средств требовать или настаивать на том, чтобы продукция, которая будет произведена для этих проектов, использовала только российскую сталь этого класса и не импортировала.
И вообще, может быть, имеет смысл (мы говорили с Минпромторгом об этом) более широко рассмотреть возможность так называемых офсетных сделок, когда в случае реализации проектов за счёт государственных средств Российской Федерации оборудование, которое будет делаться для использования в этих проектах, делалось бы из российской стали. То есть требовать от поставщиков оборудования хотя бы частично импортировать российскую металлургическую продукцию для изготовления оборудования, которое впоследствии будет ввезено в Россию для использования в тех проектах, которые финансируются за государственный счёт.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Спасибо за внимание. Мы очень рассчитываем, что мы можем конкретизировать, уточнить эти меры в работе с правительственными органами, с Министерством промышленности и торговли для целей поднятия вообще экономики России и нашей отрасли в частности. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.
О.Дерипаска (президент объединённой компании «Русал»): Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые участники совещания! Вы правильно сказали, что в цветной металлургии и в алюминиевой подотрасли ситуация несколько другая. Мы работаем в основном за счёт экспортных поставок. Это связано с историей развития нашей отрасли – в России нет собственного сырья, мы ввозим 85% сырья из-за рубежа. Тем не менее нам удалось создать высококонкурентную с точки зрения продукции и себестоимости отрасль, и мы её развиваем.
Нами было принято решение с учётом Ваших рекомендаций – в 2013 году была создана рабочая группа под руководством Министерства промышленности, и лично Денис Валентинович много внимания уделял этому. В результате создана программа, которую Денис Валентинович Вам скоро представит, по увеличению переработки до 2021 года до 2,1 млн т (примерно увеличение на 650 тыс. т) и до 2024 года – до 2,5 млн т. Нужно понимать, что это дополнительно более 70 тыс. рабочих мест высокооплачиваемых, это увеличение почти в два раза выручки экспортной, это увеличение потребления на душу населения с сегодняшних 8 кг до 14 кг до 2021 года и до 2024 года – до 18 кг, то есть мы выйдем на среднеевропейские показатели.
Основные факторы роста, и я бы хотел ещё остановиться на очень важном замечании, которое Алексей Александрович поддержал… Нам не нужно бояться бороться за наши рынки, это важный элемент сегодня. Если мы будем выходить с продукцией с добавленной стоимостью, нас там никто не ждёт, мы будем оттеснять, и вот эти все меры, которые назвал Денис Валентинович, когда мы должны включать более активно в использование нашей продукции полуфабрикаты… Всё остальное – вопрос скорости и гибкости. Кажется, что с учётом того, какое внимание вы уделили, вот это основной итог, который должен быть: скорость, гибкость и нацеленность на результат.
Основные направления для увеличения добавленной стоимости и переработки внутри страны – это прокат, транспортное машиностроение… Созданы новые типы инновационных алюминиевых вагонов, они уже сертифицированы, обеспечена поддержка. Это кабельная продукция, новые сплавы, здесь говорилось об электротехнической стали. Мы создали алюминиевые сплавы, которые имеют проводимость меди и могут быть использованы… Это очень большой экспортный потенциал, расширение применения алюминия в строительстве: мосты, дорожная инфраструктура, ограждения, несущие конструкции, здания. Вопрос опять-таки быстрого изменения нормы, и нам здесь Ваша поддержка очень нужна, потому что иногда – у нас есть опыт – более трёх лет мы согласовываем определённые изменения, связанные со старым набором правил использования электротехники.
Импортозамещение, алюминиевые компоненты, транспортное машиностроение, развитие сельхозпереработки, упаковка – здесь тоже хотелось бы определённости в области использования ПЭТ. Вопрос достаточно простой. Есть два налоговых режима: алюминиевые и ПЭТ-упаковки, хотелось бы их уравнять. Вопрос рассматривается пятый год, просто нужно принять решение – неважно, с какого года, мы готовы с 2017-го, 2018-го…
Нами проработан вопрос создания нескольких особых экономических зон, мы хотели бы начать с Красноярска. Мы знаем, что Вам будет в мае представлен доклад о создании этой зоны: жидкий металл, создание там нескольких гибких производств с уменьшением транспортных издержек, потерь. Мы считаем, большой эффект будет, особенно транспортный.
Возникает вопрос финансирования наших потребителей, которые готовы увеличить объёмы выпуска. Мы видим, что на следующие пять лет спрос на кредитные ресурсы, проектное финансирование – порядка 140 млрд рублей. Это и кредитные ресурсы комбинированные, и гарантии. Зачастую, конечно, предприятия находятся под давлением…
Мы бы хотели посмотреть – если есть возможность, использовать Фонд развития промышленности, чтобы они частично изменили свой мандат и могли входить в эти предприятия, для того чтобы обеспечить на первом этапе возможность финансирования. Я понимаю, сейчас сложно, но это дало бы серьёзный импульс.
Нормативная база в строительстве. Ещё раз: если Вы дадите поручение просто сократить сроки… Есть реестр, который Денис Валентинович(Д.Мантуров)… Многие проекты начаты по изменению этих стандартов.
И, мне кажется, основное – если есть возможность, регулярно проводить такие совещания, но уже непосредственно с нашими участниками – с ассоциацией чёрной металлургии, с ассоциацией цветной металлургии, потому что вам наши потребители будут непосредственно рассказывать о тех возможностях, которые у них существуют, и том, чего им не хватает.
Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо.