В последний месяц в республике было много разговоров о работе и перспективах Молдавского металлургического завода. Пресс-служба Правительства даже выступила с заявлением по ММЗ. Там было сказано – ситуация вокруг завода сложная, и Правительство продолжает поиск путей оказания поддержки предприятию.
Интерес к этой теме понятен: ММЗ остается одним из крупнейших доноров как республиканской казны, так и местного бюджета Рыбницы. В Рыбнице от его работы вообще всегда зависело очень многое.
Как известно, в феврале прошлого года ММЗ стал госпредприятием. Тогда, после ухода «Металлоинвеста», были нерадужные прогнозы, что без российского холдинга завод остановится. Однако ММЗ не только не остановился, но и показал, что у него есть резервы, не использовавшиеся российским инвестором по тем или иным причинам, в которые мы сейчас углубляться не станем.
В 2015 году заводу удалось нарастить производство стали – до рекордного за последние 6 лет объема в 430 тысяч тонн . В 2014 году это было 344,6 тысяч тонн, а в 2013-м, когда ММЗ работал только 5 месяцев, – 190 тысяч.
Увеличение выплавки стали при этом произошло в условиях, когда, по данным Всемирной ассоциации стали, в 66 странах мира соответствующие показатели, наоборот, снизились.Российский экономист Михаил Хазин, побывавший на днях в нашей республике, охарактеризовал тенденции металлургического рынка так: крупным предприятиям при нынешнем падении спроса однозначно тяжело, они становятся нерентабельными, а вот небольшие производства (к которым относится и ММЗ) могут извлечь из сложившейся ситуации и некоторые плюсы. Но у них должна быть активная маркетинговая политика.
2015 год говорит о том, что именно такая политика у нового руководства завода и была. ММЗ удалось расширить географию экспорта, добавив к ней семь новых стран – Австрию, Болгарию, Венгрию, Грузию, Сербию, Словакию и Чехию. Очень заметно, практически вдвое, увеличились поставки металлопроката в Румынию. На эту страну пришлось в минувшем году 75% всего объема отгрузки.
Усилия завода также были направлены на то, чтобы получить сертификаты соответствия на арматурный прокат при поставках в страны Вышеградской четверки – Чехию, Словакию, Венгрию и Польшу. В Польше такой сертификат уже получен.
То есть фактически в условиях девальвации валют в России и Украине ММЗ сумел переориентироваться и закрепиться на европейском рынке. В Россию в 2015 году отгрузка вообще не осуществлялась , а что касается Украины, то здесь она сократилась с 7,3 до 3 тысяч тонн.
По словам генерального директора завода Талгата Байтазиева, «на европейский рынок мы сегодня вышли только благодаря качеству». «Наши европейские партнеры отказываются от китайской арматуры и берут нашу продукцию», — подчеркивает он.
При этом отметим другое – руководство завода делало в прошлом году очень многое, для того чтобы снизить себестоимость готовой продукции. Здесь, наверное, использованы все инструменты, которые применяются в таких случаях: сокращены производственные затраты и оклады управленческому персоналу, снижены транспортные, коммерческие, а также общеадминистративные расходы. В результате всего этого себестоимость продукции уменьшилась почти на 40% (!).
То есть на заводе действовали в рамках классической антикризисной стратегии – диверсифицировали рынки сбыта, сокращали издержки. Однако, несмотря на все меры экономии, тем не менее, по итогам года ММЗ получил убыток. По словам финансового директора завода Аурелии Ткаченко, доходы от продаж в прошлом году в сравнении с 2014 годом сократились почти вдвое – на 105,7 миллионов долларов. Произошло это из-за двукратного падения цены на сортовой прокат (с 545 до 270 долларов за тонну). А такое падение, в свою очередь, связано с сокращением спроса на мировом рынке и опять же с девальвацией валют в странах-производителях – России, Украине, Белоруссии и даже в Китае и Турции, где местная лира за год потеряла 17% своей стоимости по отношению к доллару.
Ключевым показателем, характеризующим сегодня положение ММЗ, является разница между стоимостью готовой продукции и ценой металлолома. В 2014 году она составляла 245 долларов, а в декабре 2015-го – лишь 92 доллара, и это самый низкий показатель начиная с 2002 года. Как отмечает Талгат Байтазиев, цифра в 92 доллара означает, что завод несет убытки в 20-30 долларов на тонне проката. Стоимость металлолома достигает в структуре себестоимости продукции ММЗ 70%.
Как сказала Аурелия Ткаченко на недавнем заседании Правительства, «если бы не было такой критической разницы в цене на готовую продукцию и на лом, то результаты деятельности завода были бы другими» . В пользу этого утверждения говорит и то, что, даже несмотря на нынешнюю неблагоприятную ситуацию на рынке, ММЗ сумел снизить убытки по сравнению с 2014 годом – в среднем с 2,6 миллионов до 1,47 миллионов долларов в месяц.
При этом был сохранен коллектив завода, составляющий сейчас почти 2,5 тысяч человек, и не сократились социальные программы, предполагающие материальную помощь пенсионерам ММЗ и семьям погибших защитников ПМР, а также многое другое.
Сегодня основная работа завода сосредоточена в сортопрокатном цехе, где производят арматурный прокат и катанку. Для того чтобы запустить выплавку стали, нужно накопить необходимый объем металлолома. Такие сезонные остановки сталеплавильного цеха на ММЗ были и в прошлые годы.
По мнению Талгата Байтазиева, «завод, хоть и не на большой рентабельности, но может работать» . Однако он зависит от поставок сырья, прежде всего, из Украины. Если мы посмотрим на географию импорта металлолома в 2015 году, то на Украину пришлось более 247 тысяч тонн или 53% от общего объема поставок.
И здесь ММЗ в нынешнем году может ожидать большая сложность, связанная с планируемым повышением экспортной пошлины на украинский металлолом. Киевские власти заговорили об этом еще в декабре, а 2 февраля в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект No3868 под следующим названием – «Проект закона о внесении изменений в некоторые законы Украины для уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке». Авторами инициативы стали 16 депутатов ВР из различных фракций. Мало кто сомневается, что она будет принята.