Вчера Череповецкому металлургическому комбинату, одному из крупнейших интегрированных заводов по производству стали в мире, исполнилось 60 лет.
24 августа 1955 года в 15 часов 25 минут старший горновой Ф.Е. Дроздов пробил летку, из которой был выпущен первый череповецкий чугун. Это событие считается днем рождения Череповецкого металлургического комбината.
Строительство и пуск промышленного гиганта положил начало новой истории Череповца. Грандиозная стройка собрала множество специалистов со всего СССР. Если в 1948 году количество человек, проживающих в городе, было 48 тыс., то в год запуска ЧМЗ – 74 тыс., в 1960 году – 100 тыс., в 1972-м – 200 тыс., в 1986-м – 300 тыс. человек. На протяжении 6 десятилетий на комбинате велась непрерывная стройка новых цехов, промышленных объектов: в феврале 1956 года первый кокс выпустила коксовая батарея, в 1959 году был произведен первый слиток мартеновской стали и запущен в эксплуатацию блюминг. В последующие годы вступают в строй новые металлургические мощности: доменные печи, электропечи, конвертеры, прокатные станы по производству листовой и сортовой стали.
«За 60 лет Череповецкий металлургический комбинат выпустил больше 356 млн. тонн чугуна, 455 млн. тонн стали и 429 млн. тонн проката, — комментирует генеральный директор дивизиона «Северсталь Российская сталь» Сергей Торопов. – Сегодня комбинат обеспечивает продукцией основные отрасли российской экономики: стройку, ТЭК, машиностроение, автопром, судостроение».
За последние несколько лет ЧерМК принял участие в таких крупных инфраструктурных проектах, как строительство газопроводов «Сила Сибири», «Бованенково-Ухта» и «Ухта- Торжок». Сотрудничая с судостроительными компаниями, комбинат поставил уникальные марки стали для подводных и надводных военных кораблей, в том числе для проекта 955А («Борей-А») и проекта 885 («Ясень»). Продукцию ЧерМК используют такие автомобильные бренды, как Renault-Nissan, General Motors, Hyundai-Kia, PSA Peugeot Citroen, Volkswagen. При этом предприятие является лидером по одобрению продукции для иностранных автопроизводителей, которые имеют производство в РФ и СНГ.
Череповецкий металл также использовался при возведении станций метрополитена в Москве и Санкт-Петербурге, Западного скоростного диаметра – масштабного инфраструктурного объекта в Северо-Западном федеральном округе, инфраструктурных объектов к чемпионату мира по футболу, который пройдёт в 2018 году.
Предприятие продолжает развиваться: в ближайшие несколько лет на Череповецком металлургическом комбинате будут реализованы несколько крупных инвестиционных проектов. Так в коксоаглодоменном производстве планируется реконструкция коксовой батареи №4. Предполагаемая стоимость мероприятия составляет более 5 млрд. рублей.
В сортопрокатном производстве в течение следующего года планируется построить второй стан по выпуску мелющих шаров – продукции, которая востребована предприятиями сырьевого направления. С вводом нового агрегата объемы производства мелющих шаров увеличатся на 30 тыс. тонн в год. Инвестиции в проект составляют около 0,3 млрд. рублей.
В сталеплавильном производстве ЧерМК к концу 2017 года компания намерена построить установку «Печь-ковш» No2 стоимостью более 2,5 млрд. рублей.
В производстве плоского проката в 2017 году планируется запустить в эксплуатацию новый агрегат непрерывного горячего цинкования, производительностью 400 тыс. тонн в год, и агрегат полимерных покрытий металла, производительностью 200 тыс. тонн в год. Это будет третий комплекс полимерных покрытий металла. Общая стоимость проекта составляет более 6 млрд. рублей.
Стоит также отметить, что к своему 60-летию ЧерМК завершил крупнейшие природоохранные проекты, которые позволили значительно улучшить экологическую обстановку в Череповце. Так, построена установка улавливания неорганизованных выбросов от конвертеров стоимостью порядка 3,4 млрд. рублей, проведена реконструкция газоочистки шахтной печи №1 (850 млн. рублей), модернизация систем аспирации в агломерационном производстве (840 млн. рублей). В связи с этим показатель индекса загрязнения атмосферы в Череповце с 2009 года по 2014 год снизился с 10,39 до 3,9.