Россия остро нуждается в обновлении гражданского флота, в этой связи Правительство России готовит меры поддержки отечественного судостроения. О существующем положении дел в отрасли и готовящихся мерах по ее развитию в интервью «ПортНьюс» рассказал директор департамента судостроения и морской техники Минпромторга России Максим Кочетков.
– Какие меры готовит министерство для повышения локализации судостроительной продукции в России и развития процессов импортозамещения?
– Минпромторг работает над комплексом мер, которые смогут придать необходимый импульс развитию отечественного судостроения в сегодняшних условиях. Эти меры должны стимулировать модернизацию и обновление флота, прежде всего на мощностях российских предприятий.
Сейчас мы, например, вместе с коллегами из других министерств и ведомств работаем над поправками в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» № 166-ФЗ. Мы обратили внимание на рыбопромысловый флот, в составе которого более 80% судов эксплуатируются сегодня с превышением нормативного срока службы. И это при том, что, по некоторым экспертным оценкам, потребность нашей экономики в промысловых судах до 2025 года оценивается примерно в 180 крупных и средних судов различного назначения и не менее 220 малых общей стоимостью свыше 170 млрд руб.
– А способна ли наша промышленность удовлетворить такие потребности?
– Отечественная судостроительная отрасль сможет в значительной степени удовлетворить этот внутренний спрос на промысловые суда. И свою задачу в доработке вышеназванного закона мы видим также и в том, чтобы побудить соответствующих судовладельцев обновлять свой флот судами российского производства и максимально российской комплектации. Предусмотрев для этого, например, определенные преференции при распределении квот на вылов морских биоресурсов тем из них, кто является собственником новых промысловых судов, построенных на территории Российской Федерации.
При этом «новым судном», по нашему мнению, следует считать судно, возраст которого составляет не более 5 лет (до первого очередного освидетельствования Российским морским регистром).
– Известно, что Минпромторг разрабатывает критерии, по которым построенное судно будет считаться произведенным в России. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.
– Мы предлагаем считать судно построенным на территории Российской Федерации, если на отечественной верфи был заложен киль судна, выполнено строительство корпуса, произведен монтаж главных и вспомогательных машин и механизмов, судовой электростанции, общесудовых систем, систем СЭУ и специальных систем радионавигационного оборудования, якорно-швартовых механизмов, обустройство помещений и судовой мебели, рыбопромыслового и рыбообрабатывающего оборудования.
Степень локализации произведенного на территории России оборудования будет учитываться в дальнейшем коэффициентом локализации, являющимся важным критерием при назначении квоты на вылов новыми судами. Он должен складываться, как мы считаем, из всей совокупности этапов создания судна: от проектирования и выпуска конструкторской документации до испытаний и сдачи заказчику.
– Как бы вы оценили существующие меры господдержки судостроительной отрасли и их эффект?
– Конечно же, определенные меры государственной поддержки предпринимались. Эти меры поддержки судостроительной отрасли дали определенный толчок для начала обновления флота крупными судоходными компаниями, но в полной мере ожидаемого эффекта мы не получили.
– Какие дополнительные меры поддержки отрасли предлагаются?
– Анализ реально сложившейся ситуации заставил нас серьезно задуматься о введении дополнительных инструментов господдержки, в частности, судового утилизационного гранта (СУГ), и тем самым стимулировать интерес судовладельцев к обновлению своего парка судов.
Минпромторг в настоящее время работает над формированием механизма предоставления СУГ, реализация которого должна начаться в 2017 году. Хочу подчеркнуть, что его получение возможно только при условии дальнейшего использования для постройки или приобретения нового судна. Размер СУГ будет составлять не менее 10% от стоимости нового судна. При этом учитываться будет дедвейт, валовая вместимость, пассажировместимость и мощность утилизируемого судна.