Представители Министерства финансов США, а также национальные ведомства стран Евросоюза и Еврокомиссия активно собирают информацию о схемах, которые используются, чтобы обойти введенные против России ограничения. Об этом рассказал «Коммерсант» со ссылкой на западные дипломатические источники.
По информации газеты, информацию власти США и ЕС собирают ради «обеспечения функционирования режима санкций».
Интересующие госорганы США и стран ЕС сведения касаются структур, аффилированных с теми из российских физических и юридических лиц, кто находится в американском и европейском черных списках.
Западные страны ищут и обходные пути, которые российские компании используют для обхода секторальных санкций, таких как ограничения на поставки оборудования двойного назначения и технологический обмен.
Собеседники издания не утверждали напрямую, что в случае выявления подобных схем в отношении России будут введены новые санкции, однако подчеркнули, что «для обеспечения неукоснительного соблюдения этих мер могут быть использованы все рычаги».
Европейский дипломатический источник заявил, что у США накоплен хороший опыт в поиске подобных обходных схем. «За много лет они досконально изучили все хитрости и уловки, к которым прибегали иранские компании, обходя запреты и барьеры, предусмотренные западными санкциями. При наличии политической воли подобные каналы можно перекрыть, в том числе и для России», — подчеркнул он.
Шлагбаум на обходном пути
Рост внутреннего производства в России с начала 2015 года не покрывает сокращения импорта. Из 100 предприятий, снизивших или отказавшихся от импорта в первом квартале 2015 года, лишь 17% увеличили закупки российских аналогов. Спад импорта обеспечен не политикой импортозамещения, а исключительно сжатием внутреннего спроса, утверждает издание.
Но пока масштабных схем успешного обхода санкций обнаружить не удалось. Ограничения на финансовых рынках действуют. Санкции, касающиеся работы на шельфе — тоже: примером стало замораживание партнерства «Роснефти» и американской ExxonMobil.
Варианты каких-либо обходных схем можно найти при поставках в Россию оборудования и комплектующих. В этой сфере действуют запрет на продажу оборудования двойного назначения и соответствующего технологического обмена, который в основном создал проблемы российскому машиностроению, и на поставки техники для освоения шельфа или для проектов в Крыму, от чего должны были пострадать энергетики, нефтяники и газовики.
Тем не менее попытки завуалированных поставок, похоже, уже есть. Так, СП немецкого концерна Siemens и «Силовых машин» получило заказ на турбины для ТЭС на Тамани, которые на самом деле, по информации газеты «Ведомости», предназначены для новых электростанций в Крыму.
В большинстве случае высокотехнологичная машиностроительная продукция делается под конкретный заказ, и сложно скрыть, где именно она окажется в итоге», — говорят специалисты.
Эксперты поясняют: значительную часть станков российские предприятия теперь закупают у производителей из Китая или с Тайваня. На случай, когда аналоги европейской продукции найти сложно, закупки могут идти через российских поставщиков, которые юридически не связаны с компаниями, подпавшими под санкции. Затем в России станки перепродаются. Еще до санкций в России работало много небольших компаний, специализировавшихся на закупках оборудования на Западе, но если раньше таких посредников воспринимали как ненужное звено, то теперь они, наоборот, облегчают закупки.