/НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ»/ Как пишет сегодня Newsru.com, кризис на авторынке России перекинулся на производителей автокомпонентов. Запуск десятков проектов отложен, а несколько компаний остановили работающие мощности, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники на рынке.
Один из них подчеркивает, что объемы производства стали «невесомыми», а себестоимость резко выросла. Из-за этого, по данным собеседников газеты, некоторые поставщики, например французская Faurecia (сиденья, детали интерьеры, выхлопные системы), уже приняли решение частично остановить производство.
В Минэкономики подтвердили, что четыре производителя компонентов приостановили свою работу (их названия в министерстве не раскрывают), а около тридцати не реализовали свои планы по запуску заводов в РФ.
Участники авторынка называют отказ поставщиков от производства в России «предсказуемым». Один из собеседников газеты говорит, что компании «недовольны тем, что вся господдержка традиционно распространяется лишь на автоконцерны». После резкой девальвации рубля производители автокомпонентов, у которых заключены соглашения о промсборке, как и автоконцерны, предлагали внести в формулу локализации коэффициент, который бы нивелировал валютные риски, но вопрос все еще прорабатывается.
Теперь, по данным «Коммерсанта», производители компонентов просят включить в формулу локализации, применяемую в соглашениях о промсборке (обеспечивают нулевые таможенные пошлины на ввоз субкомпонентов), добавленную стоимость, созданную при сборке компонентов, которые потом экспортируются. В Минэкономики подтвердили, что предложение использовать экспортное производство при расчете локализации уже рассматривается, хотя окончательное решение не принято.
Между тем, 10 декабря 2014 года на конференции «АВТОПРОМ – 2014: Итоги работы автомобильной промышленности России в 2014 году и прогнозы развития отрасли на 2015 год», ежегодно проводимой ОАО «АСМ-холдинг», представители НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» в очередной раз поднимали вопрос о необходимости 100% утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей, поскольку поступление на рынок их частей и компонентов с многочисленных нелегальных «авторазборок» подрывает экономику как автопрома, так и страны в целом.
Так, в ходе обсуждения доклада заместителя министра промышленности и торговли Андрея Дутова «Меры государственной поддержки и регулирования развития автомобильной промышленности в рамках «Стратегии развития автомобильной промышленности России на период до 2020 года» аналитик национальной СРО ломопереработчиков и утилизаторов транспортных средств Михаил Родионов задал вопрос о методах контроля утилизации ВЭТС, применяемых Минпромторгом. Докладчик сказал, что министерство планирует вводить обязательную маркировку автокомпонентов специальными метками для исключения попадания «б/у запчастей» на нелегальный вторичный рынок, однако «воз и ныне там».
Также М.Родионов призвал Минпромторг и автопроизводителей и дилеров активнее сотрудничать с добросовестными утилизаторами из Реестра пунктов приема на утилизацию ВЭТС (http://www.ruslom.com/reestr.php), пользоваться уже предложенным НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» методом «встречных проверок» VIN-номеров ВЭТС, подлежащих утилизации, и предложил отказывать автопроизводителям в бюджетных компенсациях за автомобили, утилизация которых не подтверждена внесением в Единый реестр актов об утилизации (http://base.ruslom.com), либо за все автомобили при превышении автозаводом некоторой пороговой доли автомобилей, утилизация которых не подтверждается данными из реестра актов об утилизации. Пока Минпромторг пошел на это в рекомендательном, но не обязательном для всех порядке.
В своем докладе на конференции Михаил Родионов акцентировал внимание участников конференции на недопустимости фактического стимулирования за счет госбюджетных средств теневой экономики при выплате компенсаций за подлежавшие утилизации автомобили, которые не были утилизированы, а попали на вторичный рынок целиком или в виде запчастей, а также на ущербе, наносимом такой практикой и жизни и здоровью граждан (в виде ДТП), и экологии (в виде ненадлежащего обращения с опасными отходами), и экономике (в виде неуплаты налогов «черными утилизаторами» и экономических последствий ДТП), и промышленности (в виде снижения продаж новых автомобилей и автокомпонентов, убытков предприятий автопрома и их смежников) и вызываемых этим негативных социальных последствий (в виде сокращений персонала и заработной платы, роста социальной напряженности, снижения уровня жизни).
Так, например, если эксперты автомобильной отрасли оценивают вторичный рынок автокомпонентов в России в 2014 годы в более чем 24,1 млрд. долл. США, то перекрыв даже 1% подпитки этого рынка, производители запчастей получили бы дополнительно более 10 млрд. руб. выручки.
В подтверждение актуальности и важности поднятой темы докладчик привел текущее распределение автомобилей, подлежащих утилизации по действующей госпрограмме обновления парка:
Сочувствуя нынешним проблемам производителей, надеемся, что сегодняшняя ситуация станет не просто «черной полосой» в их бизнесе, но послужит уроком и стимулом к конкретным действиям по сокращению нелегального рынка «б/у» автокомпонентов, несущих угрозу жизни и здоровью не только граждан, но и бизнеса.