Министр экономического развития Герман Греф дал понять, что для сохранения рабочих мест в автопроме нужно закрыть наш рынок для всех импортных машин независимо от их возраста. Этим Греф удивил не только своих коллег по правительству, но и российских автолоббистов.
Греф поделился с общественностью планами насчет иномарок в воскресенье вечером, выступая в программе ОРТ «Времена». Сначала он объяснял, почему с 1 октября ввозные пошлины на автомобили старше семи лет выросли в несколько раз. А под конец передачи, сославшись на подписанную премьером концепцию развития автопрома, министр заявил, что через 3 — 4 года придет черед и всех остальных иномарок, в том числе новых. Зная о такой перспективе, рассуждал Греф, иностранные производители будут вынуждены заранее наладить здесь производство своих моделей. «Когда крупные мировые производители придут на российский рынок, тогда мы получим свои автомобили Ford и Volkswagen, но те, которые собираются нашими руками, — заявил Греф. — И наши сотни тысяч рабочих, которые сегодня заняты в автомобильном производстве, не будут уволены, и не произойдет социальной трагедии».
Сейчас при растаможке автомобилей моложе семи лет платится 25% от стоимости или определенное количество евро за 1 куб. см объема двигателя. Из концепции, подписанной премьером Михаилом Касьяновым в июле, пункт о введении 35%-ной пошлины для новых иномарок исчез, а вместо него появился такой: на импортные машины моложе семи лет «ставки ввозных таможенных пошлин целесообразно оставить неизменными на 7-летний срок — переходный период при вступлении Российской Федерации в ВТО».
Слова Грефа стали полной неожиданностью как для чиновников, так и для рынка. Представитель Минэкономразвития на условиях анонимности сказал «Ведомостям», что в этом ведомстве вопрос о повышении пошлин на новые иномарки не обсуждался. Директор по маркетингу и PR представительства General Motors в СНГ Павел Видал говорит, что с его компанией в последние два месяца эта тема не обсуждалась. «Это мнение Грефа, но в правительстве 30 человек, и у них разные идеи на этот счет», — резюмировал собеседник «Ведомостей» в аппарате Белого дома, просивший не указывать его имени в печати.
Идею закрыть авторынок для импорта Греф озвучивал и раньше. Но еще в августе, посещая редакцию «Ведомостей», министр говорил, что такие меры можно будет ввести только через пять лет — этого срока, по его мнению, достаточно, чтобы составить инвестиционные планы, наладить производство и начать выпуск. «Трех лет, на мой взгляд, маловато», — говорил Греф.
Представителей иностранных компаний предложение Грефа насторожило. Видал из GM отмечает, что повышение пошлин осложнит присоединение России к ВТО (в переговорной позиции нашей делегации говорится о 25%-ной предельной ставке пошлины). А менеджер по связям с прессой представительства Volkswagen в России Андрей Гордасевич говорит, что сама по себе угроза повышения ставок вряд ли подвигнет автогигантов развивать производство в России. «Главное для западного производителя — стабильность в экономике и законодательстве», — считает Гордасевич. Впрочем, он полагает, что с учетом растущего спроса на автомобили западные гиганты сами будут стремиться зайти на наш рынок. «Ford — есть, GM — есть, — отмечает Видал. — Через несколько лет многие автопроизводители также будут здесь».
Зато представители российского автопрома рады обещанию Грефа. Начальник управления общественных связей «Руспромавто» Владимир Зеленцов говорит, что только через повышение пошлин можно привести мировые автоконцерны в Россию. «Пока им выгоднее ввозить свои автомобили из-за рубежа», — констатирует он. Аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова полагает, что мировым автоконцернам все равно не избежать прихода в Россию. «В Европе и США спрос на их продукцию снижается, тогда как в России — растет», — говорит она.