Skip to content

Утилизация или смерть!

Утилизация или смерть!

/Rusmet.ru, НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ», Михаил Родионов/ По итогам встречи автопроизводителей и утилизаторов транспортных средств в Минпромторге 13 ноября 2014 года стали известны интересные детали о ходе «правительственной программы обновления автопарка», как ее в окончательном варианте позиционируют чиновники. Так, около половины из уже реализованных по программе новых автомобилей проданы по схеме trade-in, т.е. старые машины переданы бывшими владельцами автодилерам для дальнейшей реализации, а их остаточная стоимость зачтена в счет оплаты нового автомобиля и, кроме того, сдавшим их лицам предоставлена скидка на новый автомобиль.

И все бы хорошо: тот, кто может себе позволить новый автомобиль, «обменял с доплатой» на него свое старое авто, да еще и значительную скидку получил, а тот, кто пока «не потянет» или просто не хочет покупать новую машину, может купить те, что сдали покупатели новых, правда, без скидки. Но «обновление» парка здесь получается усредненным: с одной стороны, парк пополнился новыми автомобилями, с другой — на дорогах остались и их предшественники. Заметим, однако, что по trade-in «убитые» или совсем старые машины дилеры не принимают: их потом продавать — себе дороже. 

«Зато уж сдаваемые на утилизацию машины однозначно обеспечивают обновление парка!», — подумает читатель, далекий от реалий черного рынка автомобилей и запчастей. На самом деле, в 2009 году даже в законопослушной и замуштрованной Германии, которую нам часто ставят в пример по части обращения с отходами и их переработки, от 15% до 20% «утилизированных» в рамках программы поддержки автопрома автомобилей, попало на черный рынок. Согласно статистике внешней торговли, за 6 месяцев 2009 года в Польшу было поставлено из Германии 314 тыс. авто с пробегом, причем 44% из них — старше 10 лет. В КНР в рамках аналогичной программы стимулирования спроса вообще дошло до переработки менее 5% направленных на утилизацию автомобилей (остальные «осели» в провинции в качестве нелегальных легковых и грузовых такси, частных авто, были проданы на запчасти).

А что сейчас в России? По данным профессионального объединения утилизаторов НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ», лишь около 40% автомобилей, подлежащих утилизации по правительственной программе обновления парка, были гарантированно безопасно утилизированы, тогда как судьба остальных 60% неизвестна

В чем же дело? Все просто: в то время, как безопасная утилизация автомобилей (особенно — легковых и автобусов, где относительно большую долю массы составляют стекла, пластики, поролон, синтетические ткани и кожзаменители, резина, остатки технических жидкостей и т.п. опасные отходы) требует определенных затрат (хотя бы на доставку машин в пункт утилизации на автовозах, чтобы ничего опасного не пролить и не потерять по дороге), которые не всегда удается полностью окупить продажей полученного металлолома, их нелегальный разбор на запчасти — дело заведомо более выгодное (начиная от «экономии» на уплате налогов и заканчивая возможностью просто выбросить все невостребованное в лучшем случае — на свалку, в худшем — в лес, в реку, в поле)… Получается, что не передавая автомобиль настоящему, легальному утилизатору гражданин или организация стимулируют теневую экономику, лишая, в том числе, и себя каких-то госбюджетных благ — медицины, образования, строительства дорог, …, а вдобавок наносят ущерб среде собственного обитания. 

Интересно, а о том, что на дороге им навстречу может вылететь машина с «б/у» шинами, которые они кому-то продали, или со сломавшимся «б/у» амортизатором, снятым с 15-тилетней иномарки, они не задумывались? Зря!

Но какое дело до этого производителям автокомпонентов и автомобильным заводам? Им-то чем мешают «авторазборщики»? У них же свой рынок — «белый», нормальный? Нет, рынок-то один. И законы сохранения никто еще не отменял. Если кто-то купил «б/у» запчасть, то новую такую же он НЕ купил. Если кто-то купил авто с пробегом, значит он НЕ купил новый автомобиль, пусть и менее престижной и более дешевой модели.

И это не просто слова: один только российский рынок «бывших в употреблении» (т.е. снятых с аварийных, брошенных, проданных «на запчасти», угнанных автомобилей) запчастей эксперты оценивают сегодня почти в 25 млрд. долларов США в год

Всего на реализацию текущей программы обновления автопарка правительство планирует выделить 10 млрд. рублей, что по сегодняшнему курсу ЦБ составляет чуть более 214 млн. долларов США. Получается, что перекрыв даже 1% черного рынка одних только «б/у» запчастей, автоиндустрия могла бы заработать в России дополнительно больше, чем ей сейчас компенсирует государство. Или это недостаточная мотивация для автопроизводителей?

Между тем, НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» ведет реестр пунктов приема ВЭТС на утилизацию, где действительно обеспечивается 100%-ная безопасная утилизация поступающих на переработку автомобилей. Ознакомиться с актуальным списком пунктов утилизации можно по адресу:

http://www.ruslom.com/reestr.php

Отмечу, что на сегодняшний день в России действует уже 340 таких пунктов и список время от времени пополняется по мере прохождения региональными утилизаторами инспекции НСРО «РУСЛОМ.КОМ».

Кроме того, «РУСЛОМ.КОМ» внедрил базу данных Актов об утилизации ВЭТС, благодаря чему впервые обеспечен строгий и точный учет всех утилизированных автомобилей по их VIN номерам, что позволяет государству отказывать в получении компенсаций по программе дилерам и автозаводам, передавшим собранные старые авто «липовым» утилизаторам или продавшим их «авторазборщикам».

Приглашаем ломопереработчиков и утилизаторов транспортных средств вступать в наше профессиональное объединение, а автодилеров и автозаводы — сотрудничать с проверенными добросовестными компаниями.

Ознакомиться с целями и задачами отраслевого объединения ломопереработчиков и утилизаторов транспортных средств, условиями вступления и членства в организации, стратегией ее развития, узнать последние новости отрасли можно на сайте НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» http://www.ruslom.com

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...