НМТП и «Металлоинвест» (основной владелец — Алишер Усманов) договорились об «организации отгрузки» железорудного сырья и чугуна на экспорт через порт Новороссийск, сообщили вчера компании. НМТП построит для грузов «Металлоинвеста» новый терминал мощностью 10 млн т на территории одной из своих «дочек» — Новороссийского судоремонтного завода (НСРЗ). Сроки реализации проекта — 2015-2018 гг.
Сейчас через НСРЗ переваливается около 3,5 млн т грузов в год, сказано в материалах НМТП. Чтобы увеличить мощность терминала до 10 млн т в год, нужны дополнительные площади, которые сейчас занимает судоремонтный завод (около 6 га). Второй акционер завода — ОСК, у нее 30% предприятия. Президент ОСК Алексей Рахманов ранее говорил, что судостроительная компания может продать пакет предприятия (его слова передало «РИА Новости»). Вчера получить его комментарии не удалось.
В конце прошлого года НМТП заявлял, что на территории НСРЗ планируется построить терминал для перевалки ро-ро грузов (самоходные грузы вроде автомобилей) и терминал для навалочных грузов. Терминал для железорудного сырья планировалось организовать на соседнем с НСРЗ — Восточном пирсе порта. Сейчас стивидорная компания пересмотрела планы развития, говорит близкий к ней источник. На мощностях НСРЗ помимо перевалки железорудного сырья может появиться терминал для перевалки удобрений — до 5 млн т в год, уточнил он.
«Металлоинвест» заинтересован в перевалке через НМТП грузов в страны Средиземноморского и Азиатско-Тихоокеанского регионов, Северной Африки и Ближнего Востока, говорится в сообщении компаний. Всего по этим направлениям компания в 2013 г. экспортировала меньше половины продукции — около 10 млн т (см. график). Но к 2018 г. «Металлоинвест» планирует увеличить экспорт за счет увеличения производства.
Сколько сейчас «Металлоинвест» переваливает через Новороссийск, не известно (представители это не уточняют). Возможно, «Металлоинвест» переориентирует на Новороссийск грузы с Украины, предполагает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Компания переваливает грузы через украинские порты Южный и Ильичевск, говорится в ее материалах. Из-за девальвации рубля расходы по транспортировке до российских портов в Черном море стали существенно ниже, чем до украинских, сообщал «Металлоинвест» в презентации по итогам I квартала 2014 г. Плюс «Металлоинвест» отказался от строительства терминала в Тамани, рассказывали «Ведомостям» источники, близкие к ведомствам, курирующим проект.