ВТБ подал иск в Арбитражный суд Москвы о взыскании с компании 2,99 млрд руб., следует из материалов сайта Высшего арбитражного суда. Причина в том, что «Мечел» просрочил платеж по кредиту, объясняют два собеседника, знакомых с материалами дела. Представители ВТБ и «Мечела» от комментариев отказались.
«Списывать кредит нет оснований. Реструктуризация долгов «Мечела» существенно не улучшит положение компании. Кредит не обслуживается, поэтому мы подали к «Мечелу» иск о возврате просроченной задолженности», — заявил президент ВТБ Андрей Костин в интервью «Известиям». Костин добавил, что аналогичной позиции придерживаются и другие крупные кредиторы «Мечела» —Сбербанк и Газпромбанк. «Мы полностью солидарны с позицией ВТБ и позицией Костина, которую он высказал, у нас единая позиция», — заявил президент Сбербанка Герман Греф (цитата по «Интерфаксу»). Представитель Газпромбанка комментировать ситуацию отказался. Иски от Газпромбанка и Сбербанка к «Мечелу» о взыскании задолженности в базе данных арбитражного суда пока не зарегистрированы.
Срок выплаты процентов по кредитам ВТБ, Газпромбанка и Сбербанка истек в четверг, но компания не смогла расплатиться, рассказал близкий к компании человек. Всего «Мечел» должен госбанкам $5,5 млрд (чистый долг компании на начало сентября — около $8 млрд). Какова общая сумма просрочки и по каким конкретно кредитам, собеседники не рассказывают.
Долг «Мечела» перед ВТБ — $1,8 млрд, он включает в себя номинированный в рублях кредит на $1,5 млрд, рублевые бонды на $116 млн и более мелкие валютные кредиты. В мае компания рефинансировала этот кредит, говорится в отчете «Мечела» за 2013 г. Корректировка кредитного соглашения предусматривала продление льготного периода погашения до апреля 2015 г. Ставка по этому кредиту варьируется от трехмесячного «Моспрайм» + 2,65% до «Моспрайм» + 4,95% и зависит от отношения чистого долга к EBITDA. Обеспечение по кредиту — 37,5% «Мечел-майнинга». Гарантии по кредиту предоставили «дочки» «Мечела» — Братский ферросплавный завод, Челябинский металлургический комбинат (ЧМК) и торговые структуры Mechel Trading и Mechel Service.
Банк может обратить взыскание на активы, но, как правило, банки до последнего стараются вернуть деньги, говорит адвокат коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Марина Краснобаева.
И это не все проблемы, которыми грозит «Мечелу» допущенный дефолт. У компании есть предэкспортный синдицированный кредит на $1 млрд. Заемщиками выступали «дочки» «Мечела» — «Якутуголь» и «Южный Кузбасс», организаторами были ING Bank, Societe Generale и VTB Capital. По этому кредиту заложено 15% плюс 1 акция «Якутугля» и 10% акций «Южного Кузбасса». Банки имеют право потребовать досрочного погашения долга, говорится в отчете «Мечела», если компания нарушит условия по другим обязательствам.
«Мечел» ведет активные переговоры с участниками синдиката, зарубежные банки с пониманием относятся к ситуации, заявил близкий к компании человек. Получить комментарии представителей ING Bank и Societe Generale не удалось.
У банков есть альтернатива банкротству — конвертация долга в акции, но «Мечел» от нее отказывается, рассказывал Костин. Гендиректор «Мечела» Олег Коржов рассказывал «Ведомостям», что банки предлагают «Мечелу» провести допэмиссию, конвертировав $3 млрд долга из имеющихся $5,5 млрд в акции компании. В этом случае ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк получили бы 75% акций «Мечела», у основного акционера — председателя совета директоров компании Игоря Зюзина осталось бы 10%. Акционеру предложили колл-опцион на возможность выкупа акций, но при условии, что он заплатит $3 млрд плюс 15% годовых в валюте. Это невыполнимые условия, резюмировал Коржов.
Есть и другая опасность, добавляет источник, близкий к «Мечелу». Если ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк станут основными владельцами «Мечела», то на компанию распространятся санкции, наложенные США и Евросоюзом в отношении банков, и она не сможет привлекать деньги для рефинансирования. Сейчас общий размер кредита перед западными банками — $1,7 млрд. По ним заложено 25% плюс 1 акция «Южного Кузбасса», а также недавно запущенный на ЧМК рельсобалочный стан. А зарубежные кредиторы в случае конвертации и смены контроля над компанией получат право потребовать досрочного погашения долга.