/Rusmet.ru, Олег Зайцев/ Для южнокорейской корпорации Posco наступает время перемен. Связано оно не в последнюю очередь со сменой руководства компании, а также его стремлением улучшить операционные показатели, которые в последние годы оставляли желать лучшего.
Амбициозная программа
Созданная в апреле 1968 года корпорация Posco (Pohang Iron and Steel Company) является самой большой в Южной Корее металлургической компанией, а также занимает третье и пятое места в рейтинге крупнейших сталелитейных компаний Азии и мира соответственно. На южнокорейском рынке компания реализует около 70% своей продукции, а остальные 30% поставляет на экспорт. На момент создания Posco 75% ее акций принадлежали государству, однако в 2000 году корпорация была полностью приватизирована и перешла в частные руки.
За четыре с половиной десятка лет Posco из небольшой компании с 39 сотрудниками превратилась в глобального производителя высококачественной стальной продукции. Вероятно, лучше всего о ее успехах говорит тот факт, что на протяжении девяти последних лет Posco признавалась самой устойчивой компанией в глобальной сталелитейной отрасли согласно индексам устойчивости SAM-Dow Jones Sustainability Indices (SAM-DJSI). Кроме того, по результатам ежегодного опроса топ-менеджеров ведущих металлургических компаний, проведенного американской компанией World Steel Dynamics, в прошлом году корпорация Posco четвертый год подряд была признана самой конкурентоспособной сталелитейной компанией мира.
Впрочем, в последнее время дела у Posco идут не так гладко, как того бы хотелось менеджменту южнокорейской компании. Многие специалисты связывают это с негативной ситуацией в мировой металлургической промышленности в целом, а также со сменой руководства корпорации. В середине ноября прошлого года генеральный директор Posco Чун Юн Ян, руководивший компанией с 2009 года, подал в отставку.
Большинство наблюдателей считают, что гендиректор Posco ушел со своего поста под давлением нового президента Пак Кын Хе, пришедшей к власти после прошлогодних выборов. В Южной Корее уже давно стало традицией менять руководителей крупных государственных и даже частных корпораций с приходом к власти нового правительства. Между тем, вакантный пост гендиректора Posco (Чун Юн Ян будет руководить компанией до марта текущего года) займет, по всей вероятности, 63-летний Квон О Юн. В настоящее время Квон О Юн занимает должность президента и технического директора компании.
Он уже заявил о том, что Posco планирует в 2014 году увеличить производство стали на 4% по сравнению с 2013 годом до 37,7 млн. т (в прошлом году оно сократилось на 4% до 36,4 млн. т). Кроме того, Квон О Юн пообещал принять действенные меры по улучшению доходности и прибыльности компании с учетом того, что в прошлом году чистая прибыль Posco по сравнению с 2012 годом сократилась на 43%, а операционная прибыль – на 18%.
Однако главным новшеством нового топ-менеджера Posco является программа «Innovation Posco 1.0», которая была представлена им на заседании совета директоров компании 29 января. Речь в ней, в частности, идет об усилении конкурентных преимуществ Posco через конвергенцию новейших технологий и современных тенденций в маркетинге. Корпоративную ценность планируется повышать за счет выбора новых видов прибыльного сталелитейного бизнеса и сосредоточения главных усилий на их развитии. Бизнес-портфель компании планируется реструктуризировать «в интересах оптимизации его финансовой составляющей».
Многолетние проекты
Несмотря на достаточно сложную ситуацию в глобальной сталелитейной отрасли, южнокорейская корпорация продолжает реализацию ряда крупных металлургических проектов. Правда и здесь у Posco дела идут не самым лучшим образом.
Конечно же, в первую очередь, это относится к проектам корейцев в Индии. В середине 2000-х годов Posco планировала реализовать там, по меньшей мере, три крупных металлургических проекта: строительство металлургического комбината стоимостью $12 млрд. и мощностью 12 млн. т в штате Одиша (Орисса), возведение сталелитейного завода мощностью 6 млн. т и стоимостью $7 млрд. в штате Карнатака, а также создание СП с крупнейшей индийской государственной сталелитейной корпорацией Steel Authority of India Limited (SAIL) по строительству в штате Джаркханд современного металлургического завода по выпуску высококачественного автолиста мощностью около 3 млн. т в год на базе использования разработанной корейцами технологии Finex.
По состоянию на сегодняшний день реальные подвижки есть только в реализации первого проекта. После 9 лет бюрократических проволочек со стороны индийской стороны Posco, наконец, сможет начать работы по строительству металлургического комбината в штате Одиша. В ходе состоявшегося 16 января визита в Индию президента Южной Кореи Пак Кын Хе и ее встречи с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом были урегулированы вопросы по утверждению и выдаче Posco экологического обоснования проекта в штате Одиша и разрешения на переработку местной железной руды. По данным руководства Posco, работы по реализации проекта начнутся до конца первого квартала, а ввести в эксплуатацию первую очередь комбината производительностью 4 млн. т планируется к 2018 году.
Со вторым проектом в Индии дела у Posco обстояли куда хуже. Из-за бесконечных и безрезультатных переговоров с индусами о земле, защите лесов, переселении местных жителей, экологической безопасности и т.д. и т.п., которые регулярно заходили в тупик, по большей части из-за позиции индийской стороны, корейцы в середине прошлого года отказались от этого проекта.
Мало ясности пока что и с третьим проектом Posco в Индии (теперь их, правда, осталось только два). Индусы и корейцы никак не могут поделить между собой пакет акций СП с участием Posco и SAIL. «Переговоры между двумя компаниями продолжаются, однако главная проблема остается прежней – это распределение долей между собственниками совместного предприятия. Но мы не можем отдать нашим зарубежным партнерам землю, все объекты и получить за это миноритарный пакет акций в СП. Окончательное решение по этому вопросу может быть принято только тогда, когда корейцы согласятся отдать SAIL 51% акций в совместном предприятии», – говорит Бени Прасад Верма, министр металлургической промышленности Индии.
Впрочем, в других странах ситуация с реализацией проектов Posco обстоит значительно лучше. Так, 30 декабря прошлого года президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно официально ввел в эксплуатацию сталелитейный завод Krakatau Posco, построенный СП с участием корейской корпорации и индонезийской Krakatau Steel. Мощность нового предприятия составляет 1,8 млн. т слябов и 1,2 млн. т листового проката в год, из которых около 1,5 млн. т слябов и 600 тыс. т листа предусматривается реализовывать на индонезийском рынке. Благодаря использованию низкозатратных производственных технологий и проактивного маркетинга здесь предполагают получить положительную операционную прибыль уже в текущем году.
Наконец, по данным агентства Reuters, Posco достигла договоренности с китайской металлургической компанией Chongqing Iron & Steel о совместном строительстве нового сталелитейного завода в Китае. Для этого обе стороны создадут совместное предприятие на паритетной основе (50/50), а мощности нового завода составят, по предварительным данным, около 3 млн. т в год. Ожидается, что все документы по этому проекту будут подписаны до конца 2014 года, когда китайские власти выдадут все необходимые разрешения. Более того, две компании также договорились рассмотреть возможность организации СП по производству автомобильной стали.
Компания Chongqing Iron & Steel будет заниматься строительством завода, тогда как Posco предоставит технологию Finex (разработанную вместе с Siemens VAI), которая позволяет снизить производственные затраты и выбросы парниковых газов, а также использовать дешевые сырьевые ресурсы, например, железорудную мелочь и некоксующийся уголь.
По материалам Reuters, Financial Times, Business Standard, Associated Press, Press Trust of India, «Металлоснабжение и сбыт»