Skip to content

Отрасль вечной борьбы за выживание

Отрасль вечной борьбы за выживание

/Rusmet.ru, Ковшевный Виктор/ Дожить до лета. Главное сегодня – это выжить. Такие задачи ставят себе многие представители ломозаготовительной отрасли. Почему такое происходит?

Ломовики никому не нужны

Ломовики разделились на две группы. На тех, кто работает “почти в ноль”, и на тех, кто понес большие убытки. Первые думают бросить работу в ближайшее время. Не бросают только  потому что жалко потраченных усилий и денег. Вторые занимаются от безвыходности, перекрываясь все новыми кредитами и в глубине души надеясь, что “вот в следующем месяце все изменится”. Со стороны может показаться, что ломовой бизнес нужен исключительно самим ломовикам.

Даже бизнесом не поворачивается язык сказать, потому что это не бизнес, а борьба за выживание. Тогда давайте так и назовем ломозаготовительную отрасль – отрасль вечной борьбы за выживание. На рекламных лозунгах потенциальным инвесторам так и напишем: “Вы хотите не спать, вкалывать,  вкладывать свои деньги с риском все потерять? Тогда идите к нам!“ Да, когда “странный покупатель» все же согласится,  будьте сдержаны – не говорите ему сразу, что его новый бизнес никто и бизнесом считать не будет. Только шепните ему на ухо для очистки совести “Забыл сказать. Тут тебя назовут криминалом, сам криминал тебя воспримет как новую дойную корову, а заводы будут раз в месяц чесать затылок и думать – заплатить тебе или нет.” Мечты, мечты! Нет сегодня таких “странных покупателей”! Мало того — уже не осталось и кредиторов. Они денег давать больше не хотят. 

Сколько все продлится

Жалкие зимние запасы лома, которые были сделаны металлургами, тают на глазах. “Жалкие” – это если сравнить с прошлыми успешными годами. А новый лом металлурги не покупают. Нет денег. Нет денег?..  Разве такое может быть? Дело даже не в том, что внутренний рынок потребления металла просел. Как раз наоборот. Дело в том, что на внешних рынках ситуация оказалась очень плохой из-за того, что вместо нашего металла иностранные потребители выбирают Китай. Просел экспорт. Все просто. Китайское Правительство делает ставку на своих металлургов, давая им как большие внутренние заказы на инфраструктуру, так и максимально помогая при экспансии на внешних рынках. Мы-то приготовились что битва будет внутри России, за российского потребителя. А первый настоящий бой мы проиграли за рубежом. На этом фоне забавно говорить о преимуществах ВТО. Если раньше у нас были квоты для поставок в ЕС, то теперь, после вступления в ВТО, впору помечтать о тех временах, когда металл поставлялся в таких количествах, прописанных квотами. Где эти потребители теперь? В объятиях Поднебесной.

Справедливости ради надо сказать, что бой за российского потребителя все же будет. Только по правилам ВТО у нас будут связаны руки.  

Сколько все это продлится. Только безрассудный оптимист скажет, что в марте будет скачок цен на лом из-за того, что зимние запасы закончатся. И будет прав. Не у всех заводов проблема с деньгами, у кого-то это просто новая политика, чтобы “деньги не замораживались в виде лома, который потребуется через два месяца”. Вырастут цены, и что? Дальше опять упадут. Пока не будет серьезной политики в области поддержки металлопотребляющих производств, болезнь слабого спроса и нервных выпадов активности на рынке металлов и лома будет прогрессировать. 

Ломовики нужны всем

Металлопотребляющие отрасли государство может поддержать тремя путями, Первый путь – дать деньги. Бешенные деньги. По принципу “вода дырочку найдет”, найдет дырочку и вся денежная масса. Есть куча проектов в пирамидах финансовых рынков, которые дают хорошую прибыль при отсутствии видимых рисков. Любой обладатель MBA отвернется от реального производства не потому что он плохой, не потому что не понимает, что такое машиностроение. А потому что он скачет с одной должности на другую, украшая свое резюме очередной взятой вершиной в карьере. Ему деньги нужны сегодня, а не завтра, когда не будет возможности повлиять на решение куда вложить деньги.

Второй путь. Дать старт большим инфраструктурным проектам. Здесь все хорошо, за одним исключением. Есть все основания полагать, что дороги, мосты и порты в России скоро будут строить иностранные корпорации. Очевидно, металл какой страны они будут использовать. Если есть сомнения, посмотрите на автосборочные производства, какой там реальный прогресс с локализацией производства. Технические регламенты служат “законной” преградой: российские металлурги хоть лопнут, а выполнить все требования не смогут.  

Третий путь. Экстренно создать и начать реализацию программ утилизации в промышленности. Это когда отработавшая продукция промышленного назначения не становится мусором, а дает жизнь новому. Это когда выпуск нового привязывается к утилизации старого, создается экономическое стимулирование для переработчиков. Такой подход служит мощным стимулом для российской промышленности. Ключевым элементом программ утилизации являются ломозаготовители и ломопереработчики. Показать все это государству и обществу -главная цель ближайшего форума Русмет “Лом черных и цветных металлов”, который пройдет 19-20 февраля 2014 года.  Ломовики нужны России. А ломовой бизнес – это серьезный бизнес, где есть большие деньги и есть современное оборудование. 
Отрадно, что к управлению в России приходят промышленники, которые понимают значимость такого подхода для стимулирования экономики. Недавно назначен новый глава Челябинской области — Борис Дубровский. В октябре 2013 года он, когда еще был генеральным директором ММК, выступил за возобновление действовавшей в 2010-2011 годах программы утилизации старой автотехники и разработку механизма сдачи на лом подвижного железнодорожного состава. Ключевым фактором, по его мнению, должен стать полный запрет на продление эксплуатации вагонов с истекшим сроком службы. 

Ломовикам требуется помощь

Государственный институт управления провел во втором полугодии 2013 года интересное исследование. Сценарное моделирование ломозаготовительной отрасли в России до 2025 года. Большая работа была проведена по заказу Национальной саморегулируемой организации переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств. Главный результат работы: если оставить все как есть сегодня и относиться к рынку лома как к чему-то несущественному, то отрасль ждут стагнация и постепенное затухание, падение всех показателей.  Все это приведет в ближайшее время к неминуемуму дефициту стального лома до 15 млн.т в год.  Отрасли срочно требуется помощь.  И это не дополнительное регулирование: любые ограничения и запреты негативно влияют на рынок, на потенциал ломосбора. Главная помощь – это изменение отношения металлургов к отрасли. От того, как чувствует себя сегодня ломовик,  зависит как будет чувствовать себя комбинат завтра. Это понимание, что в отрасли работают живые люди, для которых свобода воли имеет огромное значение. Именно поэтому независимые ломозаготовители всегда будут эффективнее дочерних компаний комбинатов.  

Что касается инвестиций, то они тоже нужны. С учетом требований по количеству и по глубине ломосбора, а также учитывая изменение структуры собираемого лома объем вложений превышает 5 млрд.долларов США. 

Наверх

Мероприятие

с 1 февраля, 2023 по 7 февраля, 2023


Время начала - 09:00
Время завершения - 18:00

Индийская международная конференция по переработке материалов IMRC2023 Даты: 1-7 февраля 2023 Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОM совместно с Рейтинговым агентством Русмет организует бизнес-миссию в Индию, города Кочин и Мумбаи с участием в конференции.

Подробнее ...