/Rusmet.ru, Валерий Фортунин/ Еще недавно Запорожский титано-магниевый комбинат считался флагманом цветной металлургии СССР. Сегодня же государственное предприятие находится в подвешенном состоянии. И дело не в том, что сократились заказы ВПК на его продукцию. Украине, понятно, не надо столько титановой губки, из которой и получают необходимые прочные и легкие сплавы. Но комбинат в состоянии удовлетворять потребности промышленников других стран, в том числе и российских. Ранее это стратегически важное предприятие находилось под защитой и опекой государства. Но с каждой сменой власти происходили изменения и в формах собственности прибыльных предприятий. В результате за два десятилетия таковых почти не осталось. Похоже, пришло время покуситься и на кусок стратегического титанового пирога.
Запорожье по праву считалось центром титановой отрасли всего Союза. Ведь кроме комбината, который, помнится, не менее 50 раз выходил победителем социалистического соревнования, в самом центре города располагался Институт титана. Его специалисты и составляли основное научно-исследовательское обеспечение отрасли. Даже в нынешние времена они сами себя обеспечивали иностранными заказами и высокими зарплатами.
Но в прошлом году произошло событие, которое поразило уже привыкших ко всему не только металлургов, но и всего населения страны. Институт цинично и быстро решили обанкротить, сменив руководство и обвинив в мифических долгах такому же мифическому предприятию. Но коллектив не стал молчать, поднял власти, общественность, и вскоре к решению этого вопроса подключились спецслужбы и правоохранительные органы. Сегодня институт продолжает работать, выполняя взятые на себя обязательства перед заказчиками. Правда, результаты следствия пока неизвестны.
Ситуация с комбинатом более сложная. За годы независимости были и взлеты и падения. Доходило даже до остановки предприятия, которое меняло собственников, но вернулось под государственную крышу, приняв статус казенного. Так продолжалось до прошлого года, когда Верховная Рада приняла решение перевести ЗТМК в разряд государственных предприятий. Другими словами, разрешив в перспективе приватизацию.
Понятно, что к этому лакомому кусочку присматривались и ранее. Но просто так забрать казенное предприятие было невозможно. Пошли более долгим, но законным путем. Естественно, осуществить приватизацию можно только с помощью властных структур. А для этого им достаточно было просто ничего не делать. То есть, оставить комбинат в условиях самовыживания. А далее, снизив его остаточную стоимость до мизера, объявить приватизацию и передать в руки уже давно определенного претендента.
В этом вопросе наработано уже достаточно схем, которые удачно срабатывали в пользу олигархических кланов. Получалось дешево и сердито. И казне кое-что перепадало. Поэтому прибрать к рукам производство титана пробовали при всех режимах. Рейдерские захваты на таком опасном производстве осуществлять было рискованно. Все же комбинат ‒ не институт, а взрывоопасное производство, в технологии которого участвуют смертельные для населения химические компоненты. Не говоря уже о том, что рейдерский захват казенного предприятия означал бы фактически объявление войны самому государству.
Другое дело ‒ зайти на предприятие в роли спасителя всей отрасли, желаемого инвестора и благодетеля. Тут уже получается другой коленкор. А значит, и другое отношение. И второй вариант сейчас находится в разработке. Неофициально, конечно, но предположить не сложно. Так как предприятие уже несколько лет подводят к его реализации.
Первое, это затянувшийся процесс установки приемлемых тарифов на электроэнергию. Вместе с ферросплавным заводом, а еще раньше и с алюминиевым комбинатом ЗТМК обращался к правительству с просьбой учесть специфику предприятий и ввести дифференцированный тариф на использование электроэнергии. Обещали это все сменившиеся за последние лет восемь премьер-министры и главы государств. Действием подтверждая украинскую поговорку: «обецянка – цяцянка (игрушка – прим. авт.), а дурному радость». Сегодня долги за электроэнергию на предприятии составляют около 800 млн. грн. ($100 млн.). Алюминий в стране больше не производится, а деятельность части подразделений ферросплавного завода приостановлено. Люди уволены из цехов основного производства.
Второе, с началом проведения политики энергетического давления на предприятия фактически остановлена программа по техперевооружению. Откуда взять на это средства? Хотя в недостатке идей и проектах никого не обвинишь. Рядом профильный институт. Да и все уже давно продумано было неоднократно. Иначе бы руководство комбината долго бы не задержалось в своих креслах.
Третье, руководство все же сменилось. Но по другим причинам. Кроме традиционного в зыбкой ситуации интриганства, у руля встал понимающий конечные цели руководитель. Можно сказать, человек потенциального инвестора.
Четвертое, правительство в лице Минпромполитки, которое уже ликвидировано, основной своей задачей видело только пополнение бюджета. Особенно в такой кризисной ситуации, как сегодня.
Можно перечислить еще ряд факторов, но и без них картина ясна – передел собственности продолжается. Но почему бы и не посмотреть на это с другой стороны? Разве отрасли не нужны инвестиции? Нужны, конечно. Но где их взять, если у государства всегда находятся более важные цели? Поэтому нужен частный инвестор. Вполне логично, что конкретному новому хозяину нужны и не менее конкретные гарантии ведения бизнеса. Иначе, зачем эта головная боль. Поэтому еще несколько лет назад было решено создать новую отраслевую госкомпанию, которая бы объединила все государственные активы титановых предприятий в ГАК «Титан Украины».
В новую компанию должны были войти Иршанский горнообогатительный и Вольногорский горно-металлургический комбинаты, ГАК «Титан», «Сумыхимпром» и Запорожский титано-магниевый комбинат. Процесс затянулся на несколько лет. Ведь у предприятий была разная форма собственности, а ЗТМК совсем недавно еще был казенным предприятием. И не трудно предсказать, что судьбу нового государственного объединения в перспективе ждет также переход в руки частного инвестора. Кто это будет на сегодня, уже не вызывает особых споров – известный олигарх Дмитрий Фирташ, связанный с не менее известной компанией «Росукрэнерго» и владелец основных активов в украинской химической индустрии. Контролируемые им предприятия с тем же «титановым» оттенком больше работают на химию, чем связаны с металлургией, как ЗТМК. Но это не нарушает логику создания вертикально интегрированной компании со стержневым титановым акцентом. А два вышеупомянутых горных предприятия служат объединяющим сырьевым звеном для всей создаваемой титановой структуры. Причем обеспечивают они не только титановую и химическую, но и металлургическую, электродную, огнеупорную, керамическую и лакокрасочную отрасли Украины, России и других стран СНГ.
Характерно и то, что почти две трети продукции комбинаты экспортируют в дальнее зарубежье, гарантируя постоянную валютную прибыль. Они также являются градообразующими предприятиями, на которых занято по несколько тысяч человек. Еще несколько лет назад рентабельность на них была на уровне 30%. Это позволяло не только хорошо жить, но и модернизировать производство. Например, в период 1995-2004 годов на Иршанском ГОКе было построено четыре обогатительные фабрики с карьерами стоимостью десятки миллиардов долларов. Ориентировочная стоимость комбинатов достигает $3-5 млрд.
А что там происходит сегодня? Как рассказал прессе член-корреспондент НАН Украины, экс-министр промышленности Украины Валерий Мазур, в 2004 году они были переданы в аренду на пять лет ЗАО «Крымский титан». Передачу в аренду названных предприятий Фонд госимущества Украины осуществлял совсем не на конкурсных принципах, чего требует законодательство. Целесообразность пробовали обосновать «выгодой» для государства, которое должно ежемесячно получать в бюджет арендную плату в сумме 1,8 млн. грн., то есть чуть больше $200 тыс. И это при том, что, согласно опубликованным в прессе оценкам, годовая прибыль одного ГОКа составляет $150 млн., а другого ‒ $200 млн.!
Отметим только, что «Крымский титан» принадлежит Дмитрию Фирташу. Впрочем, срок аренды уже истек, пора, казалось бы, государству и перенаправить недополученные прибыли в казну. Но не получилось несмотря даже на официальные попытки. И вот уже три года государство не получает вообще ничего от сдачи в аренду этих двух предприятий. Более того, как утверждает экс-министр, государство должно теперь платить и за «сохранение» ГОКов, которые по-прежнему продолжают эксплуатироваться, пополняя кошелек господина Фирташа еще и внеплановой прибылью.
Можно только восхищаться ушлостью юристов и управленцев олигарха. Свои зарплаты и гонорары они явно отрабатывают. Жаль только, что за счет простых украинцев. И это вызывает озабоченность в вопросе дальнейшей судьбы Запорожского титано-магниевого комбината. Ибо недавно стало известно о начале реализации новой фазы в судьбе предприятия. Оказывается, Фонд госимущества предлагает на базе ЗТМК создать совместное предприятие в виде общества с ограниченной ответственностью.
Таким образом, все ранее высказанные предположения начинают приобретать конкретные формы. А стали они известны благодаря утечке информации о подготовленной Фондом госимущества Украины записки для Кабмина, по поводу «размыва» государственного 100%-ного пакета акций до необходимого для его приватизации состояния. Никто не намерен проводить открытых конкурсов, а просто выделит Фирташу 49% акций. Почему? Да потому, что для технического перевооружения комбината необходимы $200 млн., которых нет у государства. А у миллиардера должны быть.
С 2010 года комбинат возглавляет Владимир Сивак, уже поработавший на предприятиях Фирташа. Вот он, наверное, и подготовит какое-нибудь приемлемое объяснение перспектив развития комбината и всей титановой отрасли в целом. Все равно, со стороны государства контролировать этот вопрос пока некому. А далее уже легче будет разбираться, имея в кармане законный пакет акций. И в рейдерстве никто не сможет обвинить, и предприятие будет спасено. Опять, формально, все стороны довольны. А потери ведь не реальные, а просто не полученные государством.