/Rusmet.ru, Виктор Тарнавский/ В декабре на ближневосточном рынке сложилась ситуация, благоприятная для подъема цен по всей производственной цепочке в сфере выпуска длинномерного проката ‒ от металлолома до готовой стальной продукции. В начале этого месяца практически у всех участников этой цепочки, начиная от мини-заводов и завершая строительными компаниями, возникла необходимость в пополнении истощившихся к концу года запасов. Рост покупательской активности, в свою очередь, позволил поставщикам сырья, полуфабрикатов и готовой продукции поднять котировки. В частности, подорожание арматуры в регионе составило порядка $40-50 за т по сравнению с концом ноября.
Во второй половине декабря турецкие компании предлагали арматуру, в среднем, по $670-680 за т FOB. При этом, по словам трейдеров, цены находились в весьма широком интервале. Так, некоторые сделки на поставку данной продукции в США или Саудовскую Аравию заключались из расчета $665 за т FOB, а отдельные компании готовы были взвинтить цены и до $690 за т FOB. На внутреннем рынке Турции стоимость арматуры находится в интервале $660-680 за т EXW, однако здесь следует учитывать недавнее понижение курса местной валюты по отношению к доллару; в лирах котировки несколько возросли. Подорожала за последнее время и продукция производства стран СНГ. Котировки на арматуру возросли до около $640-650 за т FOB, а катанки ‒ до $655-670 за т FOB.
Хотя во второй половине декабря спрос на длинномерный прокат в регионе, достигший максимального уровня в первой половине месяца, немного сократился, количество сделок пока остается достаточно высоким. В частности, интерес к приобретению турецкой арматуры по $675-680 за т CFR с поставкой в январе проявляют покупатели из ОАЭ. Ожидается, что и местная компания Emirates Steel Industries с Нового года поднимет цены на аналогичную продукцию не менее чем до $700 за т EXW/FOB. Высокий спрос на конструкционную сталь по-прежнему отмечается и в Ираке.
Правда, в целом ситуация в строительной отрасли стран Персидского залива все еще весьма противоречивая. С одной стороны, объем замороженных или отложенных на неопределенный срок строительных проектов в регионе, по данным Emirates Business 24/7, в конце октября превышала $1,7 трлн, из которых более $950 млрд. приходилось на ОАЭ. При этом, количество таких проектов продолжает увеличиваться. С другой стороны, многие источники сообщают о планируемых в странах Персидского залива новых инвестиций в промышленные, социальные и инфраструктурные объекты. Например, в Катаре предполагается вложить в течение ближайших 5-7 лет около $150 млрд. в подготовку к Чемпионату мира по футболу-2022. Объем инвестиций в дорожное строительство в зоне Персидского залива оценивается в $100 млрд., в строительство и расширение аэропортов ‒ в 90 млрд. По прогнозу компании Emirates Steel Industries, потребление арматуры в регионе до 2015 года будет увеличиваться, в среднем, на 7% в год.
Однако все более значительная доля потребностей в длинномерном прокате в странах Персидского залива удовлетворяется за счет продукции местного производства. Ей, в частности, безусловно отдается предпочтение при реализации проектов, финансируемых государством. Кроме того, в Саудовской Аравии, на крупнейшем рынке региона, внутренние цены на арматуру с 2010 года де-факто установлены в интервале $735-760 за т EXW. На эти котировки вынуждены ориентироваться и все прочие поставщики.
Нынешнее подорожание длинномерного проката на Ближнем Востоке вызывает, безусловно, неоднозначное отношение у потребителей. И, безусловно, оживление спроса в декабре имеет кратковременный характер. Однако металлурги надеются на то, что после Нового года покупательская активность на региональном рынке снова пойдет вверх. В конце концов, цены на нефть ‒ важнейший экономический индикатор для Ближнего Востока ‒ остаются высокими и вряд ли существенно опустятся в обозримом будущем.
Экспортные котировки на турецкую арматуру, $/т FOB