В конце года многие меткомпании мира приступили к обнародованию новых проектов, реализацию которых планируется начать в будущем году.
В частности, как стало уже традиционным в последние месяцы, о новой инициативе объявила корейская компания Posco. В сентябре 2011 года она планирует начать на своем комбинате Gwangyang сооружение нового стана горячей прокатки мощностью 3,3 млн. тонн в год. Линия вступит в строй в начале 2014 года. На ней предполагается выпускать высококачественный лист, который будет использоваться главным образом для производства холодного проката на предприятиях Posco в Индии и Вьетнаме, а также будет поставляться на внутренний рынок. В настоящее время корейские компании импортируют значительные объемы подката в Японии и Китае, а строительство новой линии снизит их зависимость от внешних поставщиков.
Об импортозамещении заявляет и крупнейшая алжирская частная компания Cevital, которая объявила о намерении построить крупнейший в Северной Африке металлургический комбинат стоимостью 3,8 млрд. долларов и мощностью более 7 млн. тонн в год в промышленной зоне Bellara, на площадке, где ранее собиралась возвести метзавод египетская компания Ezz Steel. Соответствующий проект был заморожен весной текущего года вследствие ухудшения отношений между двумя странами, причиной которого стал отборочный турнир Чемпионата мира по футболу 2010 года, в котором алжирская сборная победила в противостоянии с египетской.
Руководство Cevital пока не сообщает ни о сроках проекта, ни об источниках финансирования. Однако в случае появления в стране крупного меткомбината Алжир может превратиться из импортера стали в экспортера. Реализация подобного проекта была бы весьма невыгодной для металлургов из Южной Европы, Турции и СНГ, поскольку Алжир является одной из немногих стран мира, увеличивших в прошлом году объем импорта стали и продолжающих расширять закупки за рубежом.
Два весьма значимых для украинских металлургов проекта были анонсированы на прошлой неделе в странах СНГ. Белорусский металлургический завод подписал меморандум о взаимопонимании с итальянской компанией Danieli о совместном строительстве в Жлобине комплекса по производству плоского проката. Общий объем проекта составляет 2,2 млрд. долларов, его завершение планируется на март 2014 года. Судя по всему, производственная мощность нового предприятия будет не менее 3 млн. тонн. В настоящее время Белоруссия импортирует листовую сталь, в том числе из Украины.
Российская группа “Евраз” тем временем сообщила, что к середине 2013 года построит в Ростовской области прокатный завод с планируемым объемом выпуска 315 тыс. тонн арматуры и 135 тыс. тонн уголков и швеллера в год. Стоимость проекта оценивается в 158 млн. долларов. По словам руководства “Евраза”, заготовки на новое предприятие будет поставлять ДМЗ им.Петровского, принадлежащий российской группе.
Второй прокатный завод на 450 тыс. тонн в год “Евраз” будет строить в Казахстане. Его будут снабжать полуфабрикатами “ЗапСиб” и Новокузнецкий меткомбинат. Ввод в строй этого предприятия, которое должно разместиться в Кустанае, также намечен на 2013 год.
Процесс пошел
Цены на мировом рынке стали окончательно сдвинулись вверх. Потребители и дистрибуторы, до этого несколько месяцев сокращавшие складские запасы, наконец приступили к новым закупкам, а начавшееся в середине ноября повышение цен окончательно убедило их в том, что выжидать больше нет смысла. Это позволило металлургам утвердить объявленные ими новые котировки. Еще один раунд подъема цен намечается на январь.
Наиболее решительно поднимают цены американские металлурги. Они еще в начале осени приступили к выведению из строя избыточных производственных мощностей, а дешевизна стальной продукции на местном рынке в октябре и первой половине ноября способствовали сокращению импорта. В результате в США ощущается некоторый дефицит стальной продукции, а потребители вынуждены принимать условия поставщиков, в ноябре взвинтивших цены на плоский прокат на 30-40 долларов за тонну, а теперь объявившие о новом повышении — еще на 45-55 долларов за тонну (метрическую). При этом новые котировки на горячекатаные рулоны должны достигнуть 660-675 долларов за тонну EXW.
К процессу присоединились и металлургические компании из других стран. Европейцам помогло снижение курса евро по отношению к доллару, благодаря которому большая часть импортной продукции в регионе стала неконкурентоспособной. В начале декабря европейские производители объявили о поднятии базовых цен на горячекатаные рулоны до 470-510 евро (620-673 доллара) за тонну EXW, а на холоднокатаные — до 570-600 евро (753-792 долларов) за тонну EXW. При этом поставщики из Латинской Америки, Китая и Турции предлагают горячекатаные рулоны в Европу по 660-680 долларов за тонну CFR, а североамериканские — более чем по 700 долларов за тонну CFR.
Приступили к увеличению стоимости своей продукции и заводы из СНГ. Украинские и российские горячекатаные рулоны при поставках в страны Ближнего Востока подорожали до 580-620 долларов за тонну FOB, а коммерческий толстый лист — до 590-640 долларов за тонну FOB. Эта продукция пользуется спросом в странах Средиземноморья и Персидского залива, а вот турецкие покупатели считают ее дороговатой, несмотря на недавнее повышение внутренних цен на горячий прокат до 660-670 долларов за тонну EXW.
Только в Азии рынок плоского проката не показывает роста. Китайские компании в конце ноября подняли экспортные котировки на горячекатаные рулоны до 615-630 долларов за тонну FOB, но потребителей больше интересуют конкурирующие предложения из других стран региона. Перепроизводство листовой стали в Корее и Японии привело к тому, что цены на горячий прокат упали до 580-610 долларов за тонну FOB.
Впрочем, в японской компании JFE Steel надеются, что после распродажи излишков цены стремительно пойдут вверх из-за подорожания железной руды и коксующегося угля. Компания уже объявила о намерении поднять экспортные котировки на горячекатаные рулоны в первом квартале на 100 долларов за тонну — до 750 долларов за тонну FOB. Сейчас в регионе даже холодный прокат можно найти дешевле 700 долларов за тонну CFR.
Оживает и рынок длинномерного проката. Турецкие компании наконец сообщают об активизации спроса на арматуру в Ираке, Саудовской Аравии и странах Восточного Средиземноморья. Это позволило им поднять котировки до 620-630 долларов за тонну FOB. Параллельно вверх идут и цены на заготовки. Экспортеры из СНГ на прошлой неделе подняли их до рубежа 570-580 долларов за тонну FOB, а некоторые турецкие компании довели котировки даже до 580-590 долларов за тонну FOB. Впрочем, их чистый выигрыш невелик, поскольку параллельно поднимается в цене и металлолом, который уже поставляется в Турцию по 400 долларов за тонну CFR и дороже.
Зимние туманы
Котировки на международном спотовом рынке железной руды продолжают идти вверх. На прошлой неделе стоимость 63,5%-ного индийского концентрата впервые с мая превысили отметку 170 долларов за тонну CIF Китай. По мнению аналитиков, пик подъема может быть достигнут на отметке около 175 долларов за тонну CIF.
Подорожание железной руды объясняется классическими причинами — увеличением спроса на фоне ограниченных объемов предложения. В последнее время китайские компании активно скупают сырье, создавая запасы на зиму. В то же время австралийские экспортеры не в состоянии оперативно расширить объемы поставок по причине полной загруженности железнодорожной и портовой инфраструктуры, а экспорт из Индии сократился по причине неблагоприятных погодных условий, а также действующего с июля запрета на вывоз руды из штата Карнатака, на который приходится около 25% национальных железорудных мощностей.
Рост цен на руду сейчас означает ее подорожание в будущем. Бразильская компания Vale официально сообщила о повышении цен по квартальным контрактам на 4% в январе по сравнению с октябрем. При этом, в частности, стоимость материала с 65% железа возрастет от нынешних 134,4 до 139,8 доллара за тонну FOB. Австралийские компании Rio Tinto и BHP Billiton назовут свои цены в январе, основываясь на значениях спотовых железорудных индексов в течение всего четвертого квартала. Впрочем, очевидно, что и их котировки будут выше, чем в октябре-декабре.
Корпорация Arcelor Mittal в очередной раз сделала экспортерам руды “компромиссное” предложение, в соответствии с которым ценообразование на этом рынке предполагается сделать смешанным — частично по квартальным контрактам, частично — по годовым. Реакция железорудных компаний пока неизвестна.
Впрочем, как считают эксперты World Steel Dynamics, баланс на мировом рынке железной руды скоро сместится в сторону потребителей, а цены на это сырье в ближайшие три года упадут до менее 100 долларов за тонну FOB Австралия. Однако в экспертном сообществе присутствует и иная точка зрения. Так, Barclays Capital прогнозирует, что в ближайшие пять лет руда не опустится ниже 100 долларов за тонну CIF Китай из-за высокого спроса на сырье в Китае и задержек с реализацией ряда крупных проектов.